梅花桩 Мэйхуачжуан ("столбы сливы мэйхуа") - это
сокращение от 干枝五势梅花桩 ганьчжи уши мэйхуачжуан ("стволы, ветви и пять форм
на столбах сливы мэйхуа"). Другие названия стиля - 梅花桩拳 мэйхуачжуанцюань
("кулак столбов сливы мэйхуа"), 梅花拳 мэйхуацюань ("кулак сливы мэйхуа").
Здесь нужно отметить, что в Китае существует много видов боевых
искусств, упоминающих в названии сливу мэйхуа, и не надо их все
отождествлять с данным стилем, как делают авторы многих энциклопедий
и справочников по ушу.
Легенды стиля утверждают, что он является одним из
древнейших стилей ушу, что ему более тысячи лет, что он возник у монахов
и относится к куньлуньскому направлению ушу. Однако документальных
потверждений этому нет. Легенды дают объяснение и этому: долгое время
стиль передавался внутри семей по мужской линии: от отца - к сыну, от сына
- к внуку. Отсюда происходит еще одно название стиля - 父子拳 фуцзыцюань
("кулак отца и сына").
Первые документальные сведения о существовании
этого стиля (и причем уже довольно развитого) отностся к концу XVIII -
началу XIX веков. Этим стилем занимался Фэн Кэшань 冯克善 - один из лидеров
восстания, поднятого сектой Багуацзяо (Учения Восьми Триграмм) на
северо-востоке Китая. По находящимся в китайских архивах документам
времен династии Цин, в числе которых есть и протоколы допроса арестованных
участников восстания, китайским исследователям удалось проследить историю
стиля на несколько поколений вглубь веков, вплоть до Ян Бина 杨丙, который
заведовал штабом столичного гарнизона и занял третье место на государственных
экзаменах по военному искусству. У кого учился Ян Бин - неизвестно.
К концу XIX века стиль уже был широко распространен
в деревнях провинций Хэбэй, Хэнань, Шаньдун и Шаньси. В сложных
социально-политических условиях в 1898 году мастер мэйхуацюань Чжао Саньдо
赵三多
из провинции Шаньдун призвал своих последователей (числом несколько тысяч)
начать борьбу против иностранного проникновения в Китай. Чтобы не ставить под
удар других занимающихся мэйхуацюань, он изменил название стиля на 义和拳 ихэцюань
("кулак справедливости и спокойствия"). Восстание распространялось как пожар,
ихэтуани обучали своему искусству все новых и новых людей. Лишь с помощью
кровавого террора и крупной иностранной военной помощи китайскому правительству
удалось справиться с восстанием. За отличное владение рукопашным боем
иностранные наблюдатели прозвали восставших "боксерами", а само восстание
вошло в историю под названием "Боксерского восстания".
Странное название стиля - "столбы сливы мэйхуа" - объясняется
тем, что в традиционных школах основная часть тренировки проходила
на верхушках врытых в землю столбов. Там отрабатывали статическое стояние
в различных позицих, перемещения, удары, и даже вели поединки. Поначалу столбы
были высотой около полуметра, по мере роста мастерства высота повышалась,
и со временем тренировки уже происходили в нескольких метрах над землей!
Такие суровые условия вырабатывали феноменальную координацию, а также крепость
нижних частей ног.
Термин "пять форм" в названии стиля означает пять
базовых позиций,в которых можно стоять на столбах: даши 大势
("большая позиция", в ней центр тяжести немного смещен на заднюю ногу),
шуньши 顺势 ("позиция с одноименной рукой впереди", в ней центр тяжести
смещен на переднюю ногу), аоши 拗势("позиция с разноименной рукой
впереди", подобна предыдущей, только корпус повернут вперед другим боком),
сяоши 小势("малая позиция", в ней одна нога согнута до полуприседа,
а другая висит в воздухе) и байши 败势("позиция потерпевшего поражение",
в ней вес тела сильно смещен на заднюю ногу, которая сильно согнута в колене).
Все приемы стиля осуществляются в процессе перехода из одной позиции в другую.
Помимо "пяти форм", которые используются в процессе
непосредственного боевого контакта, в стиле есть еще "три метода", то есть три
способа перемещения, использумые для приближения к противнику. Это
байфа 摆法 ("раскачивающийся метод", в его процессе боец кидается то
вправо, то влево, не давая противнику возможности понять, с какой стороны
последует атака), чэфа 撤法 ("отступающий метод", при нем боец неожиданно
разворачивается и продвигается с атакой спиной вперед) и чжафа 扎法
("кидающийся метод", при нем боец проскакивает рядом с противником, в момент
выхода за спину разворачиваясь на 180 градусов и атакуя со спины).
Согласно принципам стиля, необходимо запутывать противника перемещениями,
он должен "словно попасть в туман и не иметь выхода".
При традиционном методе обучения первые три года
новичок занимался только общефизической подготовкой. В частности, ему
приходилось подолгу стоять в пяти канонических позициях для
укрепления ног. После трех лет занятий в зависимости от прогресса решался
вопрос - брать его в ученики, или не брать.
В качестве базы в стиле изучается комплекс "拉架子 ла цзяцзы"
- "построение каркаса". Он настолько длинный, что неподготовленный человек
вряд ли сможет выполнить его полностью, и поэтому был разработан упрощенный
вариант, в котором убраны все боевые приемы и оставлены только перемещения.
После освоения базового комплекса в процессе парных упражнений ученик
осваивает основные методы действий руками, приобретая навыки атак и защит.
Затем осваиваются комплексы "八方步 бафанбу" ("шаг на восемь
сторон света"). Это три комплекса, предназначенных для тренировки
специальных видов перемещений, котрые так и называются - "малый бафанбу" и
"средний бафанбу". В "большой бафанбу" в качестве составных частей входяят
оба предыдущих комплекса целиком, кроме того там имеется много других видов
перемещений.
Вся дальнейшая тренировка происходит только в паре. В
специальных упражнениях прорабатывается боевое использование приемов из
изученных комплексов, а также развиваются качества, необходимые для
ведения боя как один на один, так и одному против нескольких, как
безоружных, так и вооруженных.
Статьи
Краткое жизнеописание пекинского носителя традиции мэйхуачжуан - Хань Цичана
Мэйхуачжуан и ихэцюань