История распространения стиля такова. В XVI веке восточные провинции
Китая страдали от набегов японских пиратов. Император поручил разбить
японцев великому полководцу Ци Цзигуану. Однако свободных войск в
тот момент не было, и по просьбе Ци Цзигуана император издал указ о
призыве добровольцев для борьбы с агрессорами. К Ци Цзигуану
отправились патриоты со всех концов страны. В отряде, вышедшем из
далекой западной провинции Синьцзян был мусульманин Ча-мир
查密尔
(Джамиль?). По дороге он тяжело заболел, и товарищи оставили его на
попечение крестьян в деревне Чжанъиньчжуан (или Иличжуан) уезда Гуаньсянь, что расположен в нынешней
восточнокитайской провинции Шаньдун. Там после нескольких месяцев
лечения он поправился, и в благодарность за заботу обучил этих
людей (которые тоже были мусульманского вероисповедания) боевому
искусству, которым владел сам. После смерти Ча-мир оно было названо
его именем, а уезд Гуаньсянь приобрел прозвище `Родина чацюань'.
Преемником Ча-мира стал Ша Лян 沙亮 по прозвищу `Господин Ша Лян -
Летающая нога', от которого этот стиль и распространился среди
мусульман севера Китая (некоторые источники отождествляют Чамира и Ша Ляна; в ряде источников имя основателя
стиля пишут не "Ча-мир", а "Ча Шанъи").
Также источники упоминают такого соратника Ча Шанъи, как Хуа Цзунчжи. То, что тренировал Хуа Цзунчжи,
называли, естественно, хуацюань 滑拳
("кулак Хуа Цзунчжи"), а так как эти тренировочные методы органично вошли
в чацюань, то и сам стиль иногда называют чахуацюань
查滑拳 ("кулак Ча-мира и Хуа Цзунчжи").
В истории боевых искусств остались имена многих мастеров чацюань.
Можно вспомнить, например, Чжан Цзивэя 张其为, умершего в 1932 году в
возрасте 84 лет, пальцы которого в результате тренировок стали
подобными железу. Рассказывали, что как-то раз его окружило несколько
десятков человек, но стоило кому-нибудь из них приблизиться, как
следовало мгновенное нажатие на точку - и человек падал не успев и
руки поднять. Знаменитым учеником Чжан Цзивэя был Чан Чжэньфан 常振芳
(1898-1979), у которого учились почти все крупные мастера чацюань
современности. Он родился в бедной крестьянской семье, и с детства
прошел суровую закалку жизнью. От дома Чана до дома Чжана было с
полкилометра, и чтобы не терять ни мгновения он на занятия не шел а
передвигался специальными перемещениями стиля. В 1930 году он
отправился на юг, в Нанкин, в знаменитый нанкинский Центральный
институт гошу (`гошу' - `национальное искусство' - название ушу
при правлении Гоминьдана), затем перебрался в провинцию Хэнань.
После 1949 года был приглашен в столицу, работал общественным
тренером, издал ряд книг по чацюань, внес вклад в дело образования
спортивного ушу. Самым знаменитым из его учеников является Чжан
Вэньгуан 张文广, нынешний вице-президент Всекитайской ассоциации ушу и
заведующий кафедрой ушу Пекинского университета физкультуры.
Однако самым известным из мастеров чацюань XX столетия является
безусловно Ван Цзыпин 王子平 (1881-1973). Он был из бедной мусульманской
крестьянской семьи, его отец и дед были известными мастерами
китайской борьбы шуайцзяо. Однако отец решил, что с помощью ушу в
современном мире прожить невозможно, и решил не обучать сына боевым
искусствам. Маленький Цзыпин не согласился с решением отца и стал
тренироваться сам. Когда через несколько лет это обнаружилось, то
увидев успехи сына в физическом развитии отец переменил свое мнение.
В возрасте 16 лет Ван Цзыпин на пари поднял каменный каток для
разравнивания почвы весом 140кг. Позднее он уехал в Цзинань
(административный центр провинции Шаньдун) чтобы изучать Коран. Во
время прогулки по цзинаньским фонтанам он на спор руками остановил
колесо водяной мельницы, после чего его пригласил в ученики известный
мастер чацюань Ян Хунсю. Позднее, будучи уже преподавателем
чацюань в Цзинани Ван Цзыпин не раз одерживал победы над мастерами
дзюдо из Японии, силачами из Германии и США. В 1918 году на "Турнире
десяти тысяч земель" в Пекине он победил русского силача Кантайра,
который до этого разбивал китайцев `одной левой'. В 20-е годы Ван
Цзыпин женился и уехал в Шанхай, где работал врачом (сейчас бы его
назвали мануальным терапевтом). После образования Центрального
института гошу в Нанкине (который с 1927 года был столицей
гоминьдановского Китая) был приглашен преподавателем, некоторое время
даже проработал деканом одного из факультетов. После прихода к власти
в 1949 году коммунистов Институт гошу был закрыт, однако Ван Цзыпин
был слишком известной фигурой, и поэтому получил достойный пост в
новых структурах власти. В 1960 году он вместе с премьером Чжоу
Эньлаем съездил в Бирму, где устроил показательные выступления, и
никто не верил что ему уже 79. В настоящее время дело Ван Цзыпина
продолжает его дочь - Ван Цзюжун, профессор Шанхайского института
физкультуры.
Чацюань является одним из четырех классических стилей категории
`чанцюань'. Это слово буквально переводится как `длинный кулак', и
в данном случае означает, что бой в этих стилях предпочитают вести на
максимально длинной дистанции, что и определяет особенности техники.
Когда создавали спортивное ушу, то в треть приемов синтетического
стиля чанцюань составили приемы чацюань. Приемы в чацюань
довольно простые по сравнению с другими стилями, поэтому их много.
Атаки проводятся в основном по прямой, соединяющей бойца с
противником. Большое внимание уделяется натренировыванию техники
действий ногами. Основной техникой ног является удар `таньтуй' (`удар
ногой подобный распрямлению лука'), наносящийся снизу вверх тыльной
стороной натянутой стопы с помощью хлесткого распрямления ноги.
Начинают изучение чацюань с комплекса упражнений, которые так и
называются - "таньтуй". Исходно их было 28, и они соответствовали
двадцати восьми буквам арабского алфавита. Однако впоследствии
вначале стали изучать лишь первые десять, а из оставшихся
восемнадцати были сформированы два отдельных комплекса, именуемые
`туйцюань' (`кулак ног'). Хотя комплекс "таньтуй" и предназначен
для тренировки ног, но очень большое внимание уделяется также их
координированию с руками, требования к движениям очень строги.
Существуют рифмованые правила о десяти упражнениях "таньтуй",
которые часто цитируются в литературе по ушу. Их последние строчки
гласят:
Обычный человек не может предугадать приемов,
世人莫看势法草,多踢多练妙无边; В чацюань десять основных комплексов. К первым двум есть еще по
вспомогательному комплексу, что позволяет исполнять их в паре,
разыгрывая целый поединок. Все движения каждого комплекса имеют свои
названия, к ним есть свои рифмованые правила. Из оружия в чжацюань
используют меч-дао, меч-цзянь, копье и шест. О характере
движений в правилах чацюань говорится: если движение - то нет
такого что бы не двигалось, в покое - нет такого что бы не
покоилось, движение и покой взаимно соответствуют, быстр - но без
спешки, абсолютно свободен, покой - без разрывов, хоть в покое -
но намерен двинуться, внутреннее и внешнее координируются воедино,
дух и форма подготавливаются параллельно. Движение - в четырех
конечностях, ключ - в пояснице, сила рождается в пятках, достигает
источников пальцев рук, выбрасываешь руки словно выпускаешь стрелы,
возвращаешь руки словно обжегшись, выброс силы подобен взрыву
бамбука, сам настолько прочен что проломить невозможно.
Система комплексов без оружия:
Комплексы с оружием:
много бей ногами и
много тренируйся - и мастерство будет безгранично;
Можно распознать в них глубокий сверхчеловеческий смысл,
развязав
трудный узел получить удивительное мастерство.
能
测其中奥妙义,打开难关献绝技。
МАСТЕРА ЧАЦЮАНЬ
Статьи