Чжан Юйчэн
из Сучжоу

Таньтуй и таньтуй

"Улинь" N9/82

 

перевод с китайского (C) С.Л.Березнюк

 

Среди специализирующихся на использовании ног северных стилей ушу таньтуй ["нога пруда"] и таньтуй ["удар ногой подобный распрямлению лука"] являются наиболее важными базовым методами действий ногами. Натренировавшему эти связки техник ног будет легко приступить к тренировке комплексов других стилей. Это потому, что таньтуй и таньтуй делают упор на закалку нижнего уровня, из-за чего шаги в бою становятся стабильными, одновременно, в отличие от столбового стояния, тренируются корпус и руки, и при этом тренируют обе стороны, позволяя добиться симметричного развития, и за счет этого укрепить силу всего тела. Опыт прежних поколений показывает, что даже в сложных и ограниченных условиях нужно лишь натренировать эти комплексы методов действий ногами, и тогда и для оздоровления и для боевого мастерства польза будет великая.

База и в таньтуй и в таньтуй одна, но в происхождении и в технике имеются небольшие различия.

Говорят, что таньтуй зародился среди буддийских монахов шаньдунского монастыря Лунтаньсы ["Храм Драконового Пруда"], рассказывают также, что он берет начало в хэнаньской семье Тань [прим.перев. - проживавшей в деревне Таньцзягоу, поэтому еще один вариант перевода названия - "нога деревни Таньцзягоу"] и относится к эрланцюань. В нем 12 дорожек:

В их методы действий ногами входят нога в один цунь, нога-крест, нога пронзающая сердце, непрерывные ноги, нога боронующая сзади и нога бьющая в пах. Чаще всего используется нога в один цунь, что составляет основную особенность таньтуй. "Нога в один цунь" называется так потому, что бьющая нога отрывается от земли всего на несколько цуней, не выше одного чи. При нанесении "ноги в один цунь" точка приложения силы находится на внешней стороне носка. Когда бьющая нога распрямляется в колене, достигая установленной точки, то выброс силы также достигает кульминации, пир этом опорная нога слегка согнута в колене, сила сконцентрирована в пятке, корпус стабилен словно гора Тайшань. При ударах "нога пронзающая сердце", "непрерывные ноги" и "нога боронующая сзади" толчковая сила идет сквозь пятку, пальцы обязательно оттягиваются вверх, в то время как при ударе "нога в один цунь" они надавливают вниз.

Теперь поговорим о методах действий кулаками. В первой дорожке при прямом ударе кулаком важно, чтобы нога-стрела стимулровала силу, а при поднимающем ударе ключ к успеху - во взаимодействии двух рук, необходимо, чтобы когда один кулак поднимается сзади - другой одновременно поднимался вперед-вверх, методом получая силу. Во второй дорожке в "кулак спрятанный у живота" форма подобна натягиванию тетивы, в натягивающей руке - сила, в бьющем кулаке - импульс; при смене мабу и гунбу секрет в том, что поясница служит вертикальной осью; при ударе "нога-крест" нужно втянуть обратно руку, тогда центр тяжести стабилен и сила удара полна. В третьей дорожке у рубящего кулака ось вращения - плечевой сустав, вся рука выпрямлена и ни в коем случае не сгибаясь в локте рубит по вертикали сверху вниз. В четвертой дорожке при толчковом обдирании используется ладонь, большой палец подогнут к внутреннему ребру ладони, остальные пальцы должны быть сжаты, выпрямлены и направлены вертикально вверх, только так и можно достичь концентрации силы в ребре ладони, выбросить силу правильно. В пятой дорожке у "кулака прикрывающего голову" - усилие приподнимания вверх, у "стукающего кулака" рука согнута в локте на 45 градусов, носки и пятки соответствуют друг другу. В шестой дорожке "припадающая к земле нога" - это пубу, одна нога толкает по диагонали в сторону, изо всех сил вытягиваясь вдоль земли, внешнее ребро стопы ни в коем случае не должно отрываться от земли, другая нога согнута в колене, бедро ниже горизонтали, одноименная сторона низа живота прижата к ноге, несущей вес всего тела, нельзя сгибаться в пояснице. Секрет хлесткого удара кулаком в седьмой дорожке в том, чтобы вобрал - и тут же выбросил подобно пружине, в основном используя силу предплечья. В восьмой дорожке при нанесении удара "нога пронзающая сердце" руки словно натягивают лук, нога - горизонтальна на уровне поясницы, плечи не должны вздыматься, корпус не должен перекашиваться. В девятой дорожке при стукающем и замыкающем ударах чем с большей силой руки рубанут вниз - тем большей будет сила отдачи для последующего движения "разделить ладони". В десятой дорожке "непрерывные ноги" также называют "парным полетом" или "парным сталкиванием", ноги выбрасываются одна за другой, тело на миг повисает в воздухе, при этом необходимо по-прежнему сохранять форму нанесения удара ногой с земли - нога вертикальна, корпус выпрямлен. В одиннадцатой дорожке в ударе "нога боронующая сзади" основным является использование силы бедра, руки выбрасываются горизонтально влево и вправо, нельзя раскачиваться. В двенадцатой дорожке при ударе "кулак поперечного взрыва" нога должна толкать поясницу, поясница - толкать руку. Таковы требования к движениям таньтуй. Начинающему нужно лишь стремиться к правильности форм, овладевать требованиями, не прилагать всей силы, и тогда движения со временем наполнятся силой, сила пойдет по нужным путям, импульс сможет достигать самых кончиков рук и ног. У этих связок техник ног шаг широкий, позиции низкие, соответственно на тренировке тратятся силы и мастерство возрастает очень высоко. Парный комплекс называется "цзе таньтуй" ["состыкованный таньтуй"], это - тренировочный метод следующего уровня.

Когда Хо Юаньцзя основал Атлетическую Ассоциацию Цзинъу, он высоко оценил прикладное значение таньтуй, и в собственноручно составленном им учебном плане этот набор связок техник ног был поставлен как обязательный предмет начального уровня. Благодаря Чжао Ляньхэ из уезда Цзинсянь провинции Хэбэй и его ученикам данный набор прославился и распространился, и за семьдесят лет расцвел пышным цветом, хорошо известный в мире ушу как цзинъу таньтуй ["упражнения таньтуй Ассоциации Цзинъу"].

Таньтуй, не менее популярный чем цзинъу таньтуй, распространен в районах компактного проживания мусульман на северо-западе нашей страны. Как сказано в древних рифмованых правилах: "От бессмертных с гор Куньлунь переданные в мир упражнения таньтуй глубоки и безграничны". Мусульмане живут по всему Китаю - и таньтуй распространен широко, как гласит поговорка "от Нанкина до Пекина где ислам - там и таньтуй". Одни считают, что цзяомэнь таньтуй ["исламский таньтуй"] (вместе с шестью дорожками дуаньцюань) сам по себе составляет отдельный стиль - таньтуй, другие полагают его частью чацюань и рассматривают в качестве базы этого стиля. Таньтуй и чацюань - это глубочайшее боевое мастерство, которым гордятся мусульмане нашей страны. Потрясший в свое время Шанхай шаньдунец Ма Юнчжэнь, прославившийся в мире ушу хэбэец Ван Цзыпин - все они были мастерами этих направлений.

В таньтуй удар ногой подобен выпусканию стрелы - вот откуда название; ногами бьют повыше и опорная нога не сгибается, то есть удары проводятся в средний уровень. Сила чуть поменьше, чем у бьющего в нижний уровень таньтуя, но будешь действовать живо и ловко - и это все компенсирует. Однако в таньтуй еще говорят: "Высоко пинать и низко проверять". Это означает, что на тренировках бьют повыше, требуя развернутости, а применяя бьют низко, не позволяя противнику воспользоваться моментом.

Этих связок техник ног - десять дорожек, их названия таковы:

В десяти дорожках таньтуй прорабатываются десять иероглифов: дэн (толчковый удар ногой), тань (удар ногой подобный распрямлению лука), бэн (обрушивать), ти (пинать), чэн (отталкивать), мо (растирать кружась), ба (отодвигать), пань (сворачивать спиралью), гоу (цеплять крюком) и пай (вышибать). Методы действий ногами многообразны. Помимо пинков, где точка приложения силы находится на носке, в пятой дорожке, где "наступить корысти ради" имеется толчковый удар с точкой приложения силы на пятке, в седьмой и восьмой, где "нога-крест", есть вскапывающий удар с точкой приложения силы на внешнем ребре стопы, в девятой, где "стукнуть, замкнуть и наступить", существует растаптывающий удар с точкой приложения силы на подошве. Так как удары ногами в основном идут на уровне поясницы, то развивается раскрываемость бедер, вытянутость связок, их эластичность.

Что же касается требований к каждой отдельной дорожке, то они таковы: в первой дорожке при ударе кулаками вперед и назад передний кулак - на высоте ноздрей, задний - на уровне макушки, методом получая силу; во второй дорожке, когда тянут и буравят, нельзя наклонять голову и сгибать спину, удары кулаком и ногой должны наноситься одновременно; в третьей дорожке основное внимание уделяют перемещению веса тела вперед и назад, начало и конец согласованы; в четвертой дорожке в форме "два тигра лезут на гору" ногой обязательно надо хлестнуть высоко, а при толчке с поворотом нога должна с силой сметать двигаясь вдоль земли; в пятой дорожке одновременно с постановкой бьющей ноги на землю следует нанести вспарывающий удар передним кулаком и сажающий - задним, чем быстрее - тем искуснее; в шестой дорожке левая и правая руки должны идти непрерывно, метод применим и сзади, и впереди; в седьмой дорожке следует обращать внимание на согласованность ноги и поясницы, на аккуратность наступлений и отступлений; в восьмой дорожке важны живость и естественность поворачивания; уворачиваясь в девятой дорожке и нанося удар ногой в прыжке в десятой прорабатывают поднимания и опускания, прыжки, уворачивания, наступаешь - можешь напрыгнуть, уклоняешься - уворачиваешься влево и вправо, идешь навстречу - сокол разворачивается встречая врага, лучше всего выражая живой дух этих связок техник ног, закаляя и оживляя тело и руки.

В общем таньтуй и таньтуй - это квинтэссенция северного кулака, первый - это победа через силу, второй - победа через ловкость. Изучающий может выбрать любой из них в соответствии со своими пристрастиями и физическими возможностями.

Hosted by uCoz