Чжан Вэньгуан

Манера и особенности чацюань

"Чжунхуа ушу" N2/83

 

перевод с китайского (C) С.Л.Березнюк

 

Чацюань - это типичный представитель методов ведения боя на дальней дистанции. Посредством подскоков и перепрыжек, уворачиваний и перемещений, нырков и проворотов проявляются такие общие особенности методов ведения боя на дальней дистанции, как развернутость, ловкость, скоростная сила, отчетливая ритмичность.

Особенностью комплексов чацюань является отчетливость подниманий и опусканий. Комплексы составлены из движений разной амплитуды, позиций разной высоты. В любом комплексе чацюань можно встретить форму "крюк и нажимание в сюйбу", за которой обычно следуют подъем колена со вспарыванием ладонью и перемещение с хлопком по стопе; можно встретить "рубящую и опирающуюся ладонь", где в динбу идет рубка вниз, а потом в гунбу разделяются две ладони. В этих связках первая позиция мала, центр тяжести опущен, нужно плотно собраться, а вторая позиция велика, центр тяжести расположен высоко, конечности вытянуты. При такой компоновке комплекса образуется отчетливый ритм подниманий и опусканий, большое и малое сочетаются, высокое и низкое чередуются, отчетливо проявляется развернутость на большой площади, когда большая позиция словно упирается в небо, а когда сжимаешься в малость - то низок словно приклеился к земле.

Особенность боевой техники чацюань - в повышенном внимании к технике ног и большом количестве бросков. База начального обучения - "10 дорожек таньтуй". Не зря говорится: "руки - словно створки врат, полностью полагаясь на ноги бьешь человека". Удары ногами - в основном класса "сгибание-распрямление". В "10 дорожках таньтуй" основные виды ударов ногами - таньтуй, чуайтуй, дэнтуй. Особенность их применения - быстрый удар и быстрое возвращение. Кроме того, во всем процессе обучения чацюань пирсутствует тренировка бросков, даже в "10 дорожках таньтуй" 4-ая дорожка - "толкнуть-скользнуть" - это бросок. В качестве базы их тренируют и на левую, и на правую стороны. В применении бросают тогда, когда удобно. Такие движения из комплексов чацюань, как "сжать кулаки в гунбу", "дернуть рукой и толкнуть ладонью", "рубящая и опирающаяся ладони" - это броски.

Ломкость - это особенность ритма чацюань. При исполнении движения должны быть подобны порывам ветра и ударам молний - быстрыми, резкими и обладающими жестким усилием. При тренировке в установленных позициях вне зависимости от напряженности и яростности движения нужно мгновенно оказываться в устойчивой позиции. Если иметь быстрые движения и устойчивый покой, то приемы будут резкими, а шаги - ловкими.

Всюду в чацюань требуются параллельная подготовка формы и духа, сочетания воедино внутреннего и внешнего. Руки и ноги вылетают параллельно, вверху бьешь - и внизу пинаешь, достигает рука - и шаг достиг, одновременно поднимаются и одновременно ставятся. При этом грудь, поясница и живот должны скручиваться, поворачиваться, вбираться и раскрываться, пронизывая четыре конечности и добавляя скорости движениям. При этом голова следует поворотам формы, взгляд следует движению рук, достигая целостности внешней формы, параллельной подготовки формы и духа. Помимо этого требуется, чтобы в каждом движении присутствовал атакующе-защитный смысл, ци помогала силе, цзин и шэнь пронизывали формы кулака, дыхание координировалось с движениями, сочетая воедино внутреннее и внешнее.

Hosted by uCoz