Ван Синьу,
Иньчуаньский спорткомитет,
Нинся

Начальные исследования по мусульманскому ушу

"Улинь", N10/83

 

перевод с китайского (C) С.Л.Березнюк

 

Ушу - это один из самых популярных видов спорта среди хуэйцзу. Со времен династии Юань, обучаясь у ханьцев и обмениваясь опытом, передавая традиции из поколения в поколение они донесли его до наших дней. Только в течении последней сотни лет среди хуэйцзу было множество героев, прославившихся в Китае и за рубежом, отдавших свои силы развитию и обогащению китайского ушу.

1.Формирование нации хуэйцзу и их связи с ушу

В 1219 году, когда Чингиз-хан пошел войной на запад, в Китай стали переселять персов и арабов, исповедовавших ислам. Таких людей называли сэму (они имели меньше прав, чем монголы, но больше, чем ханьцы). В официальных документах начала династии Юань их именовали хуэйхуэй. Пришедшие на восток мусульманские пехотинцы и артиллеристы в 1275 году (10-й год династии Юань) в соответствии с указанием основателя династии Юань "всюду вступать в общины жителей приграничья" из солдат стали крестьянами. Из этих людей, а также прибывших при династиях Тан и Сун по морю арабских иммигрантов - астрономов, математиков, врачей и проповедников - и сформировалась постепенно в Китае нация хуэйцзу ("мусульман").

В феодальном обществе хуэйцзу селились только на управляемых территориях. Ради улучшения условий жизни они непрерывно поднимали восстания, постоянно идя на смертный бой. В этой борьбе хуэйцзу шли плечом к плечу с ханьцами и представителями других национальностей, что способствовало углублению их дружбы. В ходе крестьянских восстаний тех веков проявило себя немало героев. К примеру, немало солдат и офицеров из участников сбросившего династию Юань восстания Чжу Юаньчжана были мусульманами, среди которых всем известны генералы Чан Юйчунь и Ху Дахай, прославившиеся своим военным мастерством. Другим примером может служить живший в конце династии Мин в провинции Шэньси Ма Шоуин, прозванный "лао хуэйхуэй" ("почтенный мусульманин"). Его отряд люди называли "лао хуэйхуэй ин" ("батальон почтенного мусульманина"). Продвигаясь с боями на северо-запад он широко прославился, после чего присоединился к крестьянскому восстанию Цао Ванли.

Период правления династии Цин стал для мусульман временем наибольшего угнетения и наиболее ожесточенного сопротивления. При династии Цин восстания мусульман шли с правления под девизом "Тунчжи" до правления под девизом "Даогуан". В качестве типичных примеров можно привести восстания Ду Вэньсю в Юньнани, Бай Яньху в Шэньси, Ма Хуалуна в Нинся.

Под влиянием Октябрьской революции в России и Движения 4 Мая в Китае, руководствуясь указаниями коммунистической партии, в тяжелых условиях мусульмане смогли отыскать правильный путь национального освобождения, явив при этом таких патриотов, как Ма Цзюнь, Го Лунчжэнь и Ян Цзинжэнь. В Циском, Шэньси-Ганьсу-Нинсяском, Северо-Восточном и Бохайском мусульманских отрядах, а также в Антияпонском Мусульманском Вооруженном Отряде было тоже немало героев, подобных Ма Бэньчжаю. Помимо этого, воспитанные Партией мусульманские кадры вместе с коммунистами заложили базис для национального освобождения мусульман.

В течении более чем семисот лет своего существования нация хуэйцзу была неразрывно связана с ушу, рассматриваемым как средство самообороны; занятия ушу считались священнодействием, стимулировавшим дух мусульман, и приводящим к самоурегулированию, самоукреплению, умению обороняться.

2.Наиболее часто практикуемые мусульманами виды ушу, их особенности и передача традиции

Мусульмане широко расселены по стране, нигде не скапливаясь помногу. Они много лет обменивались в области ушу с ханьцами, перенимая достоинства. По причине отсутствия полного исторического исследования трудно сказать, какие именно стили ушу являются мусульманскими. Здесь просто представлены стили, наиболее часто практикуемые всеми хуэйцзу.

1.Таньтуй, еще называемый цзяомэнь таньтуй (исламский таньтуй). Существуют варианты из десяти упражнений и двенадцати упражнений, но различаются эти варианты между собой незначительно. В рифмованых правилах таньтуй сказано: "Передаваемые от первоучителей с горы Куньлунь и называемые таньтуй - они безграничны. Первая дорожка - от движения в шаге человеку трудно защититься, вторая дорожка - скрестно используй носок ноги..." Движения таньтуй легки и просты, ставят форму и наполняют содержанием, удар рукой - удар ногой, выброс силы мощен. В них используются применяемые в чанцюань формы рук, формы шагов и методы действий ногами, потому они являются одним из наиболее полных наборов для натренировывания базовой техники.

Носителями традиции таньтуй были такие мастера кулачного искусства из числа мусульман, как Ван Чжаолинь и Ян Сычэн из Шаньдуна, Ма Цзиньбяо и Ван Сяожун из Шанхая, Ма Сычэнь из Шэньси, Чжан Дэнкуй из Гуанчжоу, Ян Суншань из Ланьчжоу, Ма Синьтянь из Нанкина и др.

2.Чацюань. Делится на десять таолу. Самыми распространенными являются четвертое и пятое.

Согласно легенде, когда объединенная армия восьми государств штурмовала Пекин, житель Западного Края по имени Ча Мир отправился на восток для борьбы с врагом. Добравшись до Цанчжоу он свалился от болезни, и был вылечен местным врачом-мусульманином. Когда он выздоровел, то война уже закончилась, и Ча Мир остался в тех местах преподавать кулачное искусство. Позднее этим же занимались его ученики Ча Шансинь и Ча Шоуи, из-за чего стиль и назвали "кулак семьи Ча". Очень любил чацюань шаньдунский мулла Ян Хунсю, побивший многих известных мастеров. Прославившийся в Китае и за рубежом мусульманский силач Ван Цзыпин также изучал чацюань и с его помощью побеждал силачей из России и США, мастеров из Японии, подняв тем самым дух китайского народа. Мусульманский учитель ушу из Хэнани по имени Чан Чжэньфан и преподаватель Пекинского института физкультуры Чжан Вэньгуан также являются представителями традиционного чацюань. Основными центрами чацюань являются Цанчжоу в провинции Хэбэй, Гуаньсянь в провинции Шаньдун и Кайфэн в провинции Хэнань.

Движения чацюань красивы, ритм отчетлив, в скорости содержится сила, обычное сменяется изысканным - все те качества, что содержаться в самых изысканных таолу ушу.

3.Искусство боя на шестах, еще именуемое шест Али. В северо-западное искусство боя на шестах входят одноглавый шест матери и сына и двуглавый шест-полоса. Таолу довольно много, в них используются такие техники, как скольжение, надавливание, рубка и вспарывание. Не зря в ушу бытует поговорка, что "на юге кулаки - на севере ноги, на востоке копье - на западе шест".

4.Жердь семьи Ша и копье семьи Ма. Эти виды упомянуты в книге жившего при династии Мин полководца Ци Цзигуана "Новая книга записей о достижениях", среди современных людей носители этих искусств неизвестны.

5.Хуэйхуйэ шиба чжоу ("18 мусульманских локтей"). Приемы боя на короткой дистанции, состоящие в основном из ударов локтями; рассматриваются как квинтэссенция искусства и являются тайнопередаваемыми, поэтому даже сегодня малоизвестны.

6.Циши ("7 форм"). Семь больших форм, каждая из которых может либо практиковаться как одно таолу, либо разделяться на семь малых форм, тогда получаем семью семь - сорок девять приемов. Их символом является исламский сосуд для омовений, начальная и завершающая формы - это форма сосуда для омовений. Так как кстиль передавался в секрете, то сегодня им владеют немногие.

7.Тунбэй пигуацюань. Достигнув расцвета в Цанчжоу, он распространился по всей стране. Представителем этого стиля был мусульманский мастер ушу Ма Фэнту, его сын Ма Сяньда (член Всекитайской Ассоциации ушу) также силен в этом стиле. При тренировке тунбэй пигуацюань требуется швырять руки и встряхивать запястьями, резко хлестать и мягко входить, большая рубка и большое подвешивание, две руки рождают ветер, техника многообразна, манера особенна. Этот стиль превозносят многие любители ушу, он распространен в Шэньси и Ганьсу.

8.Синьилюхэцюань. Прямой корпус и стабильный шаг, форма специфическая. Основной упор делается на "10 больших форм" и "4 хватания формы петуха", на внешние три координации и внутренние три координации. Этот стиль, согласно легендам, передается от жившего при династии Цин мусульманского мастера ушу Май Чжуанту, ныне им занимаются мусульмане Шанхая и Нинся. В этом стиле был силен мусульманский тренер Цзян Хунъянь.

9.Бацзицюань. Передается из поколения в поколение в уездах Цансянь и Мэнцунь. Эти два уезда являются районами компактного проживания мусульман и прославились на весь Китай как места с большим количеством занимающихся ушу. Именно от мусульманских учителей ушу из этих двух уездов и распростарнились по всему Китаю такие стили, как чацюань, тунбэйцюань и бацзицюань. Бацзицюань прост в тренировке, практичен, один прием на одну позицию, жесткое и мягкое используются параллельно, стиль имеет особую манеру действий.

10.Искусство меча-цзянь. Согласно выражению "меч Магомета", мусульмане очень почитаютм еч. Говорят, что раньше среди мусульман были распространены такие таолу, как "меч Сулеймана" и "меч Корана", но этот вопрос еще подлежит выяснению.

3.Таланты ушу из числа мусульман

Среди мусульман всегда были носители традиций ушу. Помимо таких вышеупомянутых мусульманских мастеров ушу, как Май Чжуанту, Ван Цзыпин, Чан Чжэньфан, Ма Фэнту и Ван Чжаолинь и сегодня есть немало людей, заслуживающих внимания. Примерами могут послужить Чжан Вэньгуан, Чжан Дэнукй, Ма Сяньда, Ван Цзюжун, работающие в Пекинском, Гуанчжоуском, Сианьском и Шанхайском институтах физкультуры тренерами и заместителями тренеров. В Юньнани, Шанхае, Гуандуне, Шэньси, Нинся, Цзянсу и Хэнани в сборных ушу есть тренера-мусульмане. Их последних талантов ушу можно назвать таких спортсменов, как Чжао Чанцзюнь из провинции Шэньси, Бай Янься из провинции Аньхой, Хань Фаньнань из провинции Гирин, Хуэй Сюйна из Пекина - все они прославились на боевом поприще и не раз занимали первые строчки таблицы результатов на внутренних соревнованиях.

Выше сделан один мазок в изображении картины мусульманского ушу. Автор сознает ограниченность своего уровня, неполноту имеющегося материала, трудность выявления ошибок. Рассматривая это лишь как первый шаг в исследованиях, я прошу всех любителей ушу высказывать свои мысли.

Hosted by uCoz