Шан Цзи
Методы шага в паочуйцюань
"Ушу цзяньшэнь" N5/87
перевод с китайского (C) С.Л.Березнюк
Паочуйцюань ("кулак пушечных ударов"), он же саньхуанпаочуйцюань
("кулак пушечных ударов трёх императоров") - это один из древних стилей
боевых искусств нашей страны, который распространён в Пекине и в центральной
части провинции Хэбэй. У этого стиля - особая манера движений, кулачные законы
глубоки, он имеет высокую прикладную ценность. Часто используемых методов
шага в нём - больше десяти.
1.Мабу
(позиция всадника)
Общая форма подобна мабу из чанцюань, т.е. стопы параллельны,
расставлены примерно на 1.33 ширины плеч, корпус вертикален, ягодицы подобраны,
промежность округлена, опустить плечи и свесить локти, упереться макушкой и
выпрямить шею, ноги согнуты в коленях примерно под углом в 110 градусов,
в них присутствует усилие сведения внутрь, а также намерение расталкивания
наружу. Пальцы ног вцепляются в землю, ци погружается вниз (рис.1).
Данный вид - это статичное положение, применяется в случае, когда противник
атакует, но от атаки удалось увернуться, и для контратаки не требуется
дополнительного сближения. Используется в таких формах, как "сидя в мабу
натянуть лук слева и справа", "парный толчок ладонями", "парные оседающие
ладони"...
2.Гундэнбу
(шаг с согнутой подобно луку и распрямленной толчком ногами)
Одна нога впереди - другая сзади, передняя нога согнута в колене, но проекция
колена не выходит за пределы носка, задняя нога распрямлена, колени чуть-чуть
стремятся свеситься вниз. Носок передней стопы направлен вперёд и чуть завёрнут
внутрь, задняя стопа размещается диагонально, отвёрнута от направления прямо
вперёд градусов на 30. Стопы расставлены в длину примерно на три длины стопы,
в ширину - примерно на одну стопу или чуть поуже (рис.2). Пальцы ног также
стремятся вцепиться в землю. Корпус вертикален, но не нужно переворачивать
ягодиц. Этот вид шага используется чрезвычайно широко, во время шага с атакой
можно как зайти с внешней от противника стороны, так и войти в центральные
врата. Гундэнбу встречается в таких формах, как "прямой удар кулаком и рубящий
удар ладонью", "скрёстный удар"...
3.Сюйбу
(шаг с опустошённой ногой)
Когда одна стопа полностью стоит на земле, другая стоит с неполным весом или вообще
лишь чуть касается земли - это и называют сюйбу. Существует три разновидности:
(1)Обычный вариант: задняя стопа полностью стоит на земле, носок развёрнут
наружу на 30-45 градусов, вес тела полностью смещён на заднюю ногу. Передняя
стопа касается земли носком, в опустошённости имеется наполненность,
ноги расставлены вперёд и назад на полторы длины стопы, в ширину - на полстопы.
Ноги согнуты в коленях, высота позиции - как требуется.
Корпус следует держать прямо либо чуть-чуть наклонить вперёд,
ягодицы проецируются в заднюю пятку (рис.3).
(2)Ровная сюйбу: обе стопы полностью стоят на земле, но задняя стопа -
"наполнена", передняя - "опустошена". Ноги расставлены вперёд и назад
на две с половиной длины стопы, в ширину - на полстопы. Носок задней стопы
развёрнут наружу на 30-45 градусов, ягодицы проецируются в заднюю пятку,
20% веса тела находится на передней ноге и 80% - на задней (рис.4).
Этот вид применяется при использовании ног либо при затягивании противника
назад, например в "топчущая нога", "форма затягивания лошади".
(3)Т-образная сюйбу: одна стопа полностью стоит на земле, другая стопа касается
земли носком возле внутренней стороны первой стопы (рис.5). Стопы разведены
на 30 градусов, ноги согнуты в коленях, высота позиции - как требуется.
Вес тела также распределён в пропорции 2:8. Этот вид обычно применяется
в двух случаях: во-первых, когда задняя нога отступает назад а передняя следует
за ней, но готова в любой момент снова наступать вперёд, во-вторых, когда
передняя нога наступает вперёд а задняя нога наступает вслед за ней,
приставляется, и тут же снова стопа идёт вперёд.
4.Цюаньданбу
(шаг с округлением промежности)
Размещение стоп, расстояние между ними и направления их осей идентичны
гундэнбу, различие в том, что корпус чуть осажен назад, задняя нога согнута
в колене больше передней, вес тела распределяется в пропорции 4:6 (4 - на
передней ноге) или 3:7 (3 - на передней ноге). Голова "упирается в небо",
шея прямая, опустить плечи, свесить локти, подобрать грудь, округлить спину,
корпус вертикален, ягодицы расположены напротив пятки задней ноги. Подтянуть
ягодицы, опруглить промежность, в коленях имеется сводящее усилие. Пальцы
ног впиваются в землю (рис.6).
Цюаньданбу - это как базовая позиция для статической тренировки в
паочуйцюань, так и реально-боевой метод шага, подобный саньтиши
из синъицюань. О чем бы ни шла речь - о наступлении вперёд, об
отступлении назад, об уворачивании влево или ударе вправо - везде есть этот
метод шага, потому-то в рифмованых правилах об ударах руками и говорится:
"Форма цюаньданбу - среднее между прямым и косым, влево и вправо округлив
промежность можно двигаться. Правильно опустился в цюаньданбу - и нападающий
отлетит назад". Ну а в реальной атаке, когда жёстким встречается жёсткое,
полностью полагаются на несбиваемую цюаньданбу и силу упирающейся
в землю задней ноги.
5.Пубу
(шаг с припаданием к земле)
Ноги расставлены вперёд и назад на одной линии, задняя стопа развёрнута
наружу на 45 градусов, передняя стопа размещена поперёк. Полностью присесть на
задней ноге, переднюю ногу выпрямить, стопы вцепляются в землю (рис.7).
Этот метод применяется, если противник атакует в голову, шею или плечи.
Уходя вниз я избегаю атаки противника, и пользуясь случаем могу атаковать
вперёд нижний уровень противника или пах, если умения хватит - то противник
отлетит далеко. Но если действия на нижнем уровне не наработаны, то применять
этот шаг будет нелегко. В бою часто применяют присед лишь наполовину, что
называют гунпубу [гунбу-пубу] или мабу сяши [низкий вариант
мабу] (рис.8), здесь ноги приземляются как в пубу, но сгиб их - промежуточный
между гунбу и пубу, в этом варианте корпус по-прежнему может
избежать атаки противника, но ногам приходится легче, чем при уходе на
низкий уровень. Старые мастера часто применяли этот шаг в таких формах, как
"указать на золото и коснуться камня", "подвешенный кулак в гунпубу",
"срезающая и попирающая ладонь", "стукающий удар".
6.Дулибу
(шаг на одну ногу)
Одна нога выпрямлена и стоит на земле, другая - поднята и прикрывает
промежность (рис.9). В процессе поднимания ноги можно отблокировать голенью
атакующую ногу или руку противника.
7.Себу, или цзяньбу
(отдыхающий шаг, или шаг-ножницы)
Ноги перекрещены и сложены, можно как полностью присесть и коснуться ягодицами
пятки задней ноги, так и полуприсесть, чтобы ноги стали подобны ножницам,
в этом случае ягодицы отстоят от задней голени примерно на половину чи.
Передняя стопа размещается поперёк, задняя стопа размещается прямо, её пятка
задрана (рис.10). Эта позиция образуется, когда корпус скручивается в пояснице
избегая атаки противника, поперечно расположенной стопой наносится разноимённый
растаптывающий удар, после чего можно нанести задней ногой прямой толчковый удар
или боковой удар в поясницу, бёдра или низ живота. Воистину, выбросы вверху и
внизу идут параллельно, в трансформации есть удар. Встречается в таких формах,
как "ладонь прикрывающая лицо", "Лао-цзюнь накрывает очаг"...