Шан Цзи

Методы шага в паочуйцюань

"Ушу цзяньшэнь" N5/87

 

перевод с китайского (C) С.Л.Березнюк

 

Паочуйцюань ("кулак пушечных ударов"), он же саньхуанпаочуйцюань ("кулак пушечных ударов трёх императоров") - это один из древних стилей боевых искусств нашей страны, который распространён в Пекине и в центральной части провинции Хэбэй. У этого стиля - особая манера движений, кулачные законы глубоки, он имеет высокую прикладную ценность. Часто используемых методов шага в нём - больше десяти.

1.Мабу
(позиция всадника)

Общая форма подобна мабу из чанцюань, т.е. стопы параллельны, расставлены примерно на 1.33 ширины плеч, корпус вертикален, ягодицы подобраны, промежность округлена, опустить плечи и свесить локти, упереться макушкой и выпрямить шею, ноги согнуты в коленях примерно под углом в 110 градусов, в них присутствует усилие сведения внутрь, а также намерение расталкивания наружу. Пальцы ног вцепляются в землю, ци погружается вниз (рис.1). Данный вид - это статичное положение, применяется в случае, когда противник атакует, но от атаки удалось увернуться, и для контратаки не требуется дополнительного сближения. Используется в таких формах, как "сидя в мабу натянуть лук слева и справа", "парный толчок ладонями", "парные оседающие ладони"...

2.Гундэнбу
(шаг с согнутой подобно луку и распрямленной толчком ногами)

Одна нога впереди - другая сзади, передняя нога согнута в колене, но проекция колена не выходит за пределы носка, задняя нога распрямлена, колени чуть-чуть стремятся свеситься вниз. Носок передней стопы направлен вперёд и чуть завёрнут внутрь, задняя стопа размещается диагонально, отвёрнута от направления прямо вперёд градусов на 30. Стопы расставлены в длину примерно на три длины стопы, в ширину - примерно на одну стопу или чуть поуже (рис.2). Пальцы ног также стремятся вцепиться в землю. Корпус вертикален, но не нужно переворачивать ягодиц. Этот вид шага используется чрезвычайно широко, во время шага с атакой можно как зайти с внешней от противника стороны, так и войти в центральные врата. Гундэнбу встречается в таких формах, как "прямой удар кулаком и рубящий удар ладонью", "скрёстный удар"...

3.Сюйбу
(шаг с опустошённой ногой)

Когда одна стопа полностью стоит на земле, другая стоит с неполным весом или вообще лишь чуть касается земли - это и называют сюйбу. Существует три разновидности:

(1)Обычный вариант: задняя стопа полностью стоит на земле, носок развёрнут наружу на 30-45 градусов, вес тела полностью смещён на заднюю ногу. Передняя стопа касается земли носком, в опустошённости имеется наполненность, ноги расставлены вперёд и назад на полторы длины стопы, в ширину - на полстопы. Ноги согнуты в коленях, высота позиции - как требуется. Корпус следует держать прямо либо чуть-чуть наклонить вперёд, ягодицы проецируются в заднюю пятку (рис.3).

(2)Ровная сюйбу: обе стопы полностью стоят на земле, но задняя стопа - "наполнена", передняя - "опустошена". Ноги расставлены вперёд и назад на две с половиной длины стопы, в ширину - на полстопы. Носок задней стопы развёрнут наружу на 30-45 градусов, ягодицы проецируются в заднюю пятку, 20% веса тела находится на передней ноге и 80% - на задней (рис.4). Этот вид применяется при использовании ног либо при затягивании противника назад, например в "топчущая нога", "форма затягивания лошади".

(3)Т-образная сюйбу: одна стопа полностью стоит на земле, другая стопа касается земли носком возле внутренней стороны первой стопы (рис.5). Стопы разведены на 30 градусов, ноги согнуты в коленях, высота позиции - как требуется. Вес тела также распределён в пропорции 2:8. Этот вид обычно применяется в двух случаях: во-первых, когда задняя нога отступает назад а передняя следует за ней, но готова в любой момент снова наступать вперёд, во-вторых, когда передняя нога наступает вперёд а задняя нога наступает вслед за ней, приставляется, и тут же снова стопа идёт вперёд.

4.Цюаньданбу
(шаг с округлением промежности)

Размещение стоп, расстояние между ними и направления их осей идентичны гундэнбу, различие в том, что корпус чуть осажен назад, задняя нога согнута в колене больше передней, вес тела распределяется в пропорции 4:6 (4 - на передней ноге) или 3:7 (3 - на передней ноге). Голова "упирается в небо", шея прямая, опустить плечи, свесить локти, подобрать грудь, округлить спину, корпус вертикален, ягодицы расположены напротив пятки задней ноги. Подтянуть ягодицы, опруглить промежность, в коленях имеется сводящее усилие. Пальцы ног впиваются в землю (рис.6).

Цюаньданбу - это как базовая позиция для статической тренировки в паочуйцюань, так и реально-боевой метод шага, подобный саньтиши из синъицюань. О чем бы ни шла речь - о наступлении вперёд, об отступлении назад, об уворачивании влево или ударе вправо - везде есть этот метод шага, потому-то в рифмованых правилах об ударах руками и говорится: "Форма цюаньданбу - среднее между прямым и косым, влево и вправо округлив промежность можно двигаться. Правильно опустился в цюаньданбу - и нападающий отлетит назад". Ну а в реальной атаке, когда жёстким встречается жёсткое, полностью полагаются на несбиваемую цюаньданбу и силу упирающейся в землю задней ноги.

5.Пубу
(шаг с припаданием к земле)

Ноги расставлены вперёд и назад на одной линии, задняя стопа развёрнута наружу на 45 градусов, передняя стопа размещена поперёк. Полностью присесть на задней ноге, переднюю ногу выпрямить, стопы вцепляются в землю (рис.7).

Этот метод применяется, если противник атакует в голову, шею или плечи. Уходя вниз я избегаю атаки противника, и пользуясь случаем могу атаковать вперёд нижний уровень противника или пах, если умения хватит - то противник отлетит далеко. Но если действия на нижнем уровне не наработаны, то применять этот шаг будет нелегко. В бою часто применяют присед лишь наполовину, что называют гунпубу [гунбу-пубу] или мабу сяши [низкий вариант мабу] (рис.8), здесь ноги приземляются как в пубу, но сгиб их - промежуточный между гунбу и пубу, в этом варианте корпус по-прежнему может избежать атаки противника, но ногам приходится легче, чем при уходе на низкий уровень. Старые мастера часто применяли этот шаг в таких формах, как "указать на золото и коснуться камня", "подвешенный кулак в гунпубу", "срезающая и попирающая ладонь", "стукающий удар".

6.Дулибу
(шаг на одну ногу)

Одна нога выпрямлена и стоит на земле, другая - поднята и прикрывает промежность (рис.9). В процессе поднимания ноги можно отблокировать голенью атакующую ногу или руку противника.

7.Себу, или цзяньбу
(отдыхающий шаг, или шаг-ножницы)

Ноги перекрещены и сложены, можно как полностью присесть и коснуться ягодицами пятки задней ноги, так и полуприсесть, чтобы ноги стали подобны ножницам, в этом случае ягодицы отстоят от задней голени примерно на половину чи. Передняя стопа размещается поперёк, задняя стопа размещается прямо, её пятка задрана (рис.10). Эта позиция образуется, когда корпус скручивается в пояснице избегая атаки противника, поперечно расположенной стопой наносится разноимённый растаптывающий удар, после чего можно нанести задней ногой прямой толчковый удар или боковой удар в поясницу, бёдра или низ живота. Воистину, выбросы вверху и внизу идут параллельно, в трансформации есть удар. Встречается в таких формах, как "ладонь прикрывающая лицо", "Лао-цзюнь накрывает очаг"...

Hosted by uCoz