Шаньдунская и хэбэйская ветви ихэцюань [кулак мира и справедливости] (ихэтуань [отряды мира и справедливости]) - это другое название мэйхуацюань, в этом историки единодушны. Ради дальнейшего прояснения происхождения, распространения и взаимосвязей мэйхуацюань и ихэцюань автор проверил много связанных с этим исторических документов, и одновременно с потверждением того, что шаньдунский, хэнаньский и хэбэйский мэйхуацюань - это ихэцюань, обнаружил неожиданную вещь: известный в мире ушу как формирователь и основатель современного чоцзяоцюань мастер ушу и один из главарей организованного Байляньцзяо ['Учение Белого Лотоса' - одно из могущественнейших тайных обществ феодального Китая] крестьянского восстания Фэн Кэшань является представителем четвёртого поколения традиции мэйхуачжуанцюань, идущей от знаменитого учителя Ян Бина. Ян Бин передал традицию Ци Даочжуану, Ци Даочжуан - Тан Хэнлао, Тан Хэнлао - Фэн Кэшаню.
Фэн Кэшань, из уезда Хуасянь что в провинции Хэнань, смолоду обладал большой физической силой, у Тан Хэнлао из деревни Чжучжаоцунь уезда Хуасянь изучил боевое искусство, был силён в верховой стрельбе из лука, мастерски владел копьём. В год дин-сы правления под девизом "Цзяцин" Ван Сян из Цзинина, что в провинции Шаньдун, обучил Фэн Кэшаня кулачным методам, Кэшань полностью постиг это искусство, в рукопашном бою несколько десятков человек не могли к нему приблизиться. Во второй месяц весны года гэн-у муж сестры его жены управляющий складами уезда Хуасянь Ню Лянчэнь увидел, что в кулачных методах Кэшаня есть бафанбу. Лянчэнь сказал: "Твой шаг словно координируется с восемью триграммами". "Как это узнано?" - спросил Кэшань. "Я изучаю триграмму кань", - сказал Лянчэнь. "А я - триграмму ли", - сказал Кэшань. "Ты - ли, я - кань, нас двое, ли и кань лежат в диаметрально противоположных дворцах [имеется в виду так называемая 'схема девяти дворцов' расположения восьми триграмм], каждый тренирует то что он может тренировать", - подытожил Лянчэнь. В четвёртый месяц лета года жэнь-шэнь хуасянец Хо Юньфан, преклонявшийся перед именем Кэшаня, пригласил его в Дэчжоу, что в провинции Шаньдун, померяться мастерством с Сун Юэлуном. Юэлун до встречи с Кэшанем полагал себя непревзойдённым, но приказав своему сыну Сун Юйлиню посостязаться с тем понял, что до непревзойдённости ещё очень далеко. Юэлун постепенно учился и вошёл в Учение Триграммы Ли. Позднее так поступили сын Лянчэня Ню Вэньчэн и хуасянец Ли Дачэн. У Кэшаня учились хуасянцы Сюн Цзыхуа и Чжан Цзючэн. Цзыхуа и Цзючэн обучили своих учеников, их становилось всё больше, и Кэшань был избран главарём Триграммы Ли. (Взято из "Неофициальная история Лань И", цзюань 5 "Записки об усмирении мятежа", издано в 22-м году правления под девизом "Цзяцин", страница 5).
"Докладные записки канцелярии боевых заданий. Крестьянское движение" из хранилища архивных документов династий Мин и Цин дворцового музея Гугуна ['Запретный Город' - императорский дворцовый комплекс в Пекине], цзюань 2392, номер 2, содержит следующий отрывок: (26-е число 12 месяца 18-го года правления под девизом "Цзяцин") из показаний Тан Хэнлао, он же Тан Борода: Я родом из деревни Чжучжаоцунь, что в 20 ли к юго-востоку от административного центра уезда Хуасянь, лет мне 61, родители умерли, жену взял из семьи Ду, старший сын - Тан Хуэйюань, второй сын - Тан Куйюань. Открыл в доме аптеку, чем и кормился, тренировал мэйхуацюань. В первый месяц пятого года правления под девизом Цзяцин одноуездник Фэн Кэшань решил изучать боевое искусство и пошёл ко мне в ученики ... "Докладные записки канцелярии боевых заданий. Крестьянское движение" из хранилища архивных документов династий Мин и Цин дворцового музея Гугуна, цзюань 2393, номер 10, содержит следующий отрывок: (21-е число 12-го месяца) из показаний Ли Идэ: Я родом из уезда Гучэнсянь провинции Чжили , живу в деревне Фэньтайцунь, лет мне 49 ... Я 22-го числа 11-го месяца прошлого года пошёл в ученики к Сун Юэлуну, был введён в Учение Триграммы Ли, во 2-й месяц этого года Фэн Кэшань прибыл к Сун Юэлуну в деревню Цзяоцзячжуан в Дэчжоу, Сун Юэлун призвал меня прийти к нему посмотреть Фэн Кэшаня, поговорили о кулаках и дубинках, я рано вернулся домой; на второй день Сун Юэлун с Фэн Кэшанем пришли ко мне, мы опять говорили о приёмах, речь шла о верхнем уровне, среднем уровне, нижнем уровне ... Аналогично в "Докладные записки канцелярии боевых заданий. Крестьянское движение" из хранилища архивных документов династий Мин и Цин дворцового музея Гугуна, цзюань 2393, номер 6, содержится следующий отрывок: (21-е число 8-го месяца 19-го года правления под девизом "Цзяцин") докладная записка подписанная Сюнь Фучжаном из Шаньдуна: Ли Юань, приписанный к уезду Гучэнсянь провинции Чжили, является младшим братом жены уже пойманного и умершего от ран по дороге в столицу разбойника Сун Юэлуна. Он часто проживал в доме Сун Юэлуна, изучал там владение кулаками и дубинами, будучи введённым в Учение изучал рифмованные секреты восьми триграмм. В 4-м месяце 17-го года правления под девизом "Цзяцин" исходно приписанный к уезду Хуасянь и временно остановившийся по соседству с Ли Юанем Хэ Юньфан (Инфан) сообщил Ли Юаню, что из уезда Хуасянь прибыл Фэн Кэшань из Учения Триграммы Ли, который намерен посостязаться с Сун Юэлуном на кулаках и палках, и попросил познакомить. Ли Юань согласился, и на следующий день уже смотрел состязание Фэн Кэшаня с Сун Юэлуном. Так как Фэн Кэшань победил, то Сун Юэлун попросился к нему в ученики. Позднее отношения Фэн Кэшаня и Сун Юэлуна стали ещё теснее ... В прилагаемом к поданой в 18-м году правления под девизом "Цзяцин" (1813 г.) докладной записке губернатора провинции Чжили На Яньчэна "О поимке Тана Бороды" документе "Показания Тан Хэнлао" сказано: Тан Борода, он же Тан Хэнлао, из деревни Сунчжаоцунь уезда Хуасянь, 62 года, на жизнь зарабатываю аптекарством, не изучал счёта. Занимаюсь мэйхуацюань, ученик односельчанина Ци Даочжуана. Ци Даочжуан рассказывал, что в годы правления под девизом "Канси" в уезда Хуасянь был некий Ян Бин, которого называли искателем боевых цветов [ 'искатель цветов' - образное обозначение занявшего третье место на государственных экзаменах при династиях Мин и Цин; термин 'боевой' в данном случае означает, что претендент здавал не общегражданский экзамен, а экзамен по военному делу], он заведовал штабом столичного гарнизона и знал этот стиль. Ци Даочжуан учился у Ян Бина, умер в 51-м году правления под девизом "Цяньлун" (1786 г.). Фэн Кэшань - мой ученик, владеет и кулаком и палкой. Этот материал следует считать достоверным, так как трудно предположить, что губернатор провинции времён династии Цин фальсифицировал показания главаря крестьянского восстания в докладе на высочайшее имя. В показаниях многократно упоминается такой составляющий особенность техники мэйхуачжуан метод перемещения как 'бафанбу' и такая специфика приёмов мэйхуацюань, как деление на верхний, средний и нижний уровни. Поэтому нет никакого сомнения, что Фэн Кэшань тренировал именно мэйхуацюань.
Отсюда также видно, что Ян Бин тоже был крупным мастером мэйхуацюань, ведь только за боевое мастерство он мог заработать прозвище "искатель боевых цветов", а то, что он заведовал штабом столичного гарнизона, свидетельствует о недюжинной силе. Некоторые исследователи считают Ян Бина представителем первого поколения мэйхуацюань и полагают, что он и создал этот стиль, что абсолютно неверно. Они рассматривают мэйхуацюань с точки зрения развития ихэцюань, в то время как происхождение самого мэйхуацюань требует особого изучения. На самом деле история мэйхуацюань очень древняя. Это потверждают как ныне живущие представители прежних поколений мэйхуацюань, так и внутристилевые трактаты. Во всяком случае Ян Бин не является основоположником мэйхуацюань, история стиля насчитывает свыше ста поколений. Так как в мэйхуацюань очень строгий путь приёма в ученики и обучения искусству, то человек не высочайших моральных качеств, не чистых поступков не получал глубоких уроков, поэтому носители традиции отличались великолепным боевым мастерством и высочайшей добродетелью, вот почему слава мэйхуацюань несравнима с блеском никакой другой школы. Ко времени жизни Ян Бина стиль уже достиг довольно высокого уровня, Ян Бин передал кулачное искусство Ци Даочжуану, Ци Даочжуан передал Тан Хэнлао, Тан Хэнлао - Фэн Кэшаню. В 18-м году правления под девизом "Цзяцин" (1813 г.) Тан Хэнлао, которому должно было тогда стукнуть 62 года, был схвачен властями, в то время Фэн Кэшань уже вышел в поход.
Хотя Ян Бин и был всего лишь одним из хорошо владеющих мэйхуацюань людей, но он и ученики его ветви оказали соответствующее влияние на развитие мэйхуацюань в то время и в тех местах. Если считать Ян Бина первым поколением рассекреченного мэйхуацюань, то тогда Ци Даочжуан - это второе поколение, Тан Хэнлао - третье, Фэн Кэшань - четвёртое. Позднее число учеников резко увеличилось, стиль разрастался как пламя, появлялись всё новые мастера.
Что же касается дальнейших следов Фэн Кэшаня, то согласно Лю Цзиншаню в изданной Хэбэйским народным издательством книге "Чоцзяо" в главе "Краткое представление чоцзяо" сказано: после подавления цинским двором вспыхнувшего в 1813 году в районах И, Лу и Юй крестьянского восстания Учения Небесного Порядка его руководитель Фэн Кэшань (он же Кэминь, из Кайкэ провинции Хэнань) и полководцы Ян Цзин и Кан Юн были арестованы в уезде Сяньсянь. После побега из тюрьмы они, переодевшись странствующими монахами монастыря Шаолинь, укрылись в районе Жаояна. Через некоторое время они стали преподавать чоцзяо в некоторых деревнях уездов Жаоян, Шэньсянь, Лисянь и Гуансянь в течении более чем 20 лет.
Из исторических документов видно, что Фэн Кэшань был одним из носителей традиции мэйхуацюань (мэйхуачжуан). Почему Фэн Кэшань в уездах Жаоян и Шэньсянь преподавал именно чоцзяо, а не мэйхуацюань - ещё подлежит выяснению.