На Центральной равнине в провинции Хэнань с давних времен люди занимаются как гражданским, так и военным. Здесь развивались знаменитые шаолиньцюань и чэньши тайцзицюань, здесь возникали и другие виды ушу. Сюцюань как раз и является одной из жемчужин хэнаньского ушу.
"Сюцюань" - это сокращение от "сюпин багуацюань". Относительно иероглифа "сю" существует несколько разъяснений. Одно из них таково: "сю" - это от "юсю" ("отличный, превосходный"). В нем собраны достоинства многих других стилей, потому и назван "отличный кулак". Другое разъяснение гласит: при династии Цин после того, как пало созданное Хун Сюцюанем "Тайпин тяньго" ("Небесное государство Великого поровнения"), его последователи разбежались по разным местностям. Чтобы сохранить память про Хун Сюцюаня, они заменили иероглифы его имени на омонимы, читающиеся как "красивый кулак". "Пин" в этом случае - от "тайПИН тяньго". Еще одно объяснение таково: в этом стиле требуют, чтобы тело было красивым, как у кота - вот и иероглиф "красивый". Анализ доступных документов позволяет отвергнуть последние два объяснения.
Чтобы установить его, обратимся к стилевым трактатам. Согласно им, это произошло в восьмое число второго месяца начального года правления под девизом "Шуньчжи" (т.е. в 1644 году). "Шуньчжи" - это девиз правления первого императора династии Цин. Значит, стиль сложился к концу династии Мин, и к настоящему времени имеет трехсотлетнюю историю.
Династия Мин - это период расцвета китайского ушу. Согласно Ци Цзигуановской "Новой книге записей о достижениях" и Хэ Лянчэновским "Запискам о ведении сражений", на момент написания этих трактатов существовало более тридцати шести видов кулачного искусства. К концу династии Мин знаменитых и не очень стилей стало еще больше. Часть стилей вобрала достоинства иных школ и сформировалась в отдельные системы, некоторые стили сохраняли исходные названия комплексов и приемов, некоторые изменяли их. В трактатах по ушу это объясняется влиянием отдельных людей. Формирование системы сюцюань - комплексов без оружия, с мечом-дао, копьем, парных комплексов - относится именно к этому периоду.
Согласно стилевым трактатам, сюцюань был создан в первый год правления под девизом "Шуньчжи" шаолиньским монахом Фацином: "Воспринял учение шаолиньских монахов, навещая друзей в разных местностях демонстрировал храбрость и мудрость, обощел тринадцать провинций, в каждой провинции общался с учителями ушу, собрал вместе тринадцать приемов и передал их следующим поколениям".
О шаолиньском монахе Фацине нет никаких достоверных материалов. В то время в Китае существовало десять монастырей с названием Шаолинь, и из какого именно был Фацин - неизвестно. Да и был ли он действительно монахом? Был ли он информатором Ли Цзычэна, или участником какого-либо другого из разгромленных крестьянских восстаний, а может был бродягой, который не в ладах с законом - установить невозможно. Так, еще в 1512 году (7-й год правления под девизом "Чжэндэ") вожак крестьянского восстания в провинции Хэбэй Чжао Суй, потерпев неудачу и попав в окружение, сбривал волосы и наряжался монахом, продолжая бороться с правительственными войсками. Ли Цзычэн - вожак сбросившего династию Мин крестьянского восстания - посылал своего подчиненного Лю Тичуня под видом бродячего торговца предметами искусства незаметно проникнуть в оживленный Кайфэн. Так как минский двор был очень суеверен, то монахи занимали высокое положение, и прикрываться буддийской рясой или даосским халатом было очень удобно. В то время шли крестьянские восстания Ли Цзычэна и Чжан Сяньчжуна, в уезде Дэнфэн сдавший экзамен на военный чин Ли Цзиюй в горах Юйдайшань оказывал вооруженное сопротивление сбору налогов, многие крестьяне самостоятельно сопротивлялись вторжению иноземных племен и т.д. В армии также было крыло "ястребов", противящееся мирным переговорам. Среди правящих кругов многочисленные группировки боролись между собой. Уголовный кодекс времен династии Мин был очень жесток, там были исключительные виды наказания: сдирание кожи, уничтожение рода и т.п. Эти статьи применялись не только против простонародья, но и против чиновничества. Многие, спасаясь от преследования закона, переодевались, меняли фамилию, переезжали, немало людей сбривало волосы прикидываясь монахами.
Чтобы удовлетворить требованиям простонародья и высших слоев, династия Мин позволяла монахам монастыря Шаолинь, а также храмов на горах Фунюшань и Утайшань, заниматься боевым искусством, и даже посылала их в походы к границам для борьбы с вторжениями извне. К концу династии Мин монахи разных монастырей бродили по разным местам, собирая подаяние, набирая учеников и преподавая боевое искусство. После установления маньчжурской династии Цин монахи монастыря Шаолинь присоединились к антицинской борьбе за восстановление династии Мин. Потому цинские власти, считая, что в монастыре укрылись беглые сторонники свергнутой династии, всячески притесняли монахов. Монастырь Шаолинь в области Юнчжоу провинции Фуцзянь был сожжен властями в годы правления под девизом "Цяньлун" за то, что его монахи занимались антиправительственной деятельностью. Однако все это случилось уже после создания хэшаном Фацином своего стиля, и не имеет отношения к покиданию им монастыря.
Шаолиньский монастырь был лоялен династии Мин, его монахи в пограничных крепостях отражали набеги кочевников, всеми силами вели антицинскую пропаганду. В 1641 году Ли Цзычэн взял с боем Лоян и Сунсянь, разгромил конфуцианские кумирни, что вызвало тревогу в монастыре Шаолинь. Если Фацин был монахом Шаолиня, то он покинул монастырь и ушел на восток именно в это время.
С большой засухи 1600 года начались сорок лет военной смуты. В 1642 году армия Ли Цзычэна окружила Кайфэн. Пытаясь остановить приближение крестьянской армии, минское правительство разрушило дамбы на Хуанхэ, опустошив в результате всю восточную часть провинции Хэнань. Тогдашний уезд Каочэн, находившийся на границе Хэнани и Шаньдуна, оказался прямо на пути наводнения. После спада воды Фацин пришел в эти безлюдные места и осел здесь на некоторое время, чтобы подзаработать на жизнь, распространяя учение и преподавая боевое искусство. Отсюда можно сделать вывод, что Фацин начал преподавать в Каочэне с 1642 года. После установления династии Цин обстановка стабилизировалась, новое правительство стало оказывать поддержку буддизму, чтобы упрочить свое влияние на местах, и на тринадцатом году правления под девизом "Юнчжэн" (1735 год) Ши-цзун [прим.перев. - посмертное храмовое имя маньчжурского императора Юньчжэня, правившего под девизом "Юнчжэн"] Юньчжэн отдал приказ о восстановлении монастыря Суншань Шаолинь. Незадолго перед этим Фацин вернулся в Суншань Шаолинь или в какое-то другое место, а его ученик Чжай Цзинъюй после этого семь раз ездил к нему в Шаолинь, что еще больше потверждает версию о том, что Фацин действительно был шаолиньским монахом. Что же касательно того, что он обошел тринадцать провинций, то это, скорее всего, преувеличение и приукрашивание истории. Однако возможно, что прежде, чем попасть в Каочэн, он прошел Хэбэй и Шаньдун.
Хэшан Фацин создал сюцюань и обучил двоих учеников. Одним из них был Чжай Цзинъюй, а другой - это Чжэн Цитянь. Сюй Цзинъюй обучил троих учеников, которых звали Чжан Цзыцзун, Дэг Бэйхай и Юань Тяньду. В трактатах о парной тренировке сюцюань сказано: воин Сюй Цзинъюй из Сюйбаган (нынешняя деревня Сюйпаньцзелоу), что в двадцати ли к западу от Каочэна, семь раз ходил в монастырь Шаолинь. Чжан Цзыцзун, по имени Ванжун, по прозванию Цзыцзун, родился в третий год правления под девизом "Тяньци" (1623 год), искусен в военном деле (согласно другим источникам, Чжан занимал должности в уездах Гуйчжоу, Хэнминчжоу и Фэньчжоу). Дэн Бэйхай силен в использовании костыля, Юань Тяньду искусен в действиях шестом восьми дорог. Эти трое являются учениками Чжай Цзинъюя, были героями своего времени. О Дэн Бэйхае и Юань Тяньду иные сведения отсутствуют. Сюцюань передавался внутри семьи Чжана, потому существуют люди, считающие основателем стиля именно Чжан Цзыцзуна. На самом деле Чжан Цзыцзун принадлежал уже к третьему поколению мастеров.
Сюцюань происходит из уездного центра Каочэн, что в провинции Хэнань. Из-за близости к Хуанхэ Каочэн много раз затоплялся во время наводнений, переносился, а из-за изменения административно-территориального устройства прежний уезд Каочен оказался поделен между уездами Ланькао и Миньцюань. Стиль в настоящее время существует в таких деревнях нынешнего уезда Минцюань, как Бэйгуаньсянь (самое последнее месторасположение первоначального Каочэна), Линьцисянь (когда-то Каочэн был перенесен и в это место), Чжугуаньсянь, Шуньхэсянь и Яньцзисянь. В других деревнях (например, в Ванцяосянь) и местностях (например, в уезде Дучэн) также есть занимающиеся этим стилем, но в гораздо меньших количествах.
Сюцюань представляет собой единую систему. Таолу без оружия делятся на верхнюю форму, среднюю форму и нижнюю форму. Кроме них еще имеются взаимные удары (парные комплексы без оружия), техника боя мечом-дао, копьем и парные комплексы с оружием. Его сутью является средняя форма, еще называемая сюпин багуа шисаньши ("13 форм сюпин багуа") и цзюйхуачуй ("собранные вместе трансформации молотов"). Этот комплекс составлен из движений тринадцати стилей - таких, как паоцюань (пушечный кулак), фоаньцюань (кулак буддийского нажатия), хоуцюань (кулак обезьяны), цзиньганцюань (алмазный кулак), фэйшоуцюань (кулак летающих рук), сяоянцюань (кулак малого ян), цзыцюань (кулак иероглифа), сиянчжан (ладонь западного моря), эрхунцюань (кулак двух красных), дахунцюань (большой красный кулак), багуацюань (кулак восьми триграмм), мэйхуацюань (кулак сливы мэйхуа), фэйхуцюань (кулак летающего тигра). Парный комплекс с копьями краток, составлен из таких движений, как "избежать воды и поймать дракона", "копье оборачивающейся лошади", "злые тигры скапливаются на горе", "старый дракон подвешивает поясницу", "железный бык пашет землю", "снующая игла ткачихи", "черт ныряет в море", "раздвинуть траву и найти змею", "лежащий дракон выходит из воды", "скрывшийся князь сохраняет жизнь", "Люй-гун, падая, распахивает халат", "черный тигр входит в пещеру", "лев трясет столб", "небожитель передает искусство".
Манера сюцюань такова: пустое и полное применяются вместе, внутреннее и внешнее едины, все идет единым движением, жесткое и мягкое взаимопроникают, жесткое - главное, формы и методы многизменчивы, бой - главное, комплексы короткие и отброные, краткой конструкции, простота неприукрашенная. Требования к технике совпадают с шаолиньцюань.