Хэ Цзячэн

Кулак "Речных заводей"

"Улинь", N12/86

 

перевод с китайского (C) С.Л.Березнюк

 

Шуйхуцюань (кулак "Речных заводей") относится к северошаолиньскому направлению ушу. Название указывает на то, что основные комплексы идут от удальцов с горы Ланшань. Есть также название ибайданьба чуаньцюань (108 непрерывных кулаков). Из 72 звезд "Речных заводей" каждый человек обладал удивительным мастерством - вот 72 метода циньна; из 36 закончившихся на земле каждый владел удивительной техникой - вот 36 методов ударов и опрокидываний. Автор тренировался в этом стиле, и теперь представляет его краткое описание.

Что касательно происхождения шуйхуцюань, то идет он со времен династии Юань или Мин - проверить невозможно, но при династии Цин в годы правления под девизом "Юнчжэн" в императорской страже был человек из провинции Хэбэй (фамилия и имя неизвестны), который знал эту технику. В годы правления под девизом "Сяньфэн" этот стиль изучил у него учитель Хоу Лаоли, который стал представителем первого поколения преемников традиции. На 27-й год правления под девизом "Гуансюй" он передал традицию Инь Туну. Инь был искусен во внутреннем и внешнем гунфу, двигался ловко, люди прозвали его "превосходящий обезьяну". Инь преподавал искусство в уездах Наньпи и Юйчэн, у него это искусство изучили Хэ Пицзинь, Хэ Пичжань, Хэ Пилин, Чжао Цзяньхоу, Ду Мингао, Ван Юаньгуан. Инь Тун в совершенстве владел "внутренней работой", о чем до наших дней передаются удивительные истории.

Хэ Пицзинь обменивался искусством с Ван Цзиньшэном и Хань Сюээнем из Наньпиского охранного бюро, и широко прославил свой стиль. Его ученик Сянь Вэйцзюнь жил в США, в этом году вернулся на родину, и хотя ему уже 76, но сила еще есть, он распространял стиль в США, Вьетнаме, Лаосе. Го Цзюньчжи в 74-летнем возрасте в 1984 году на проходившей в Наньпи демонстрации традиционных способов действий кулаками и оружием продемонстрировал хороший уровень владения парными костылями.

Содержание шуйхуцюань очень богато, там есть комплексы как без оружия, так и с оружием, как одиночная тренировка, так и тренировка в паре. Комплексы короткие и содержательные, нет показательных движений, все просто и безыскусно, направлено на реальный бой. Кулачные методы идут плотно, сила прилагается искусно, приемы геройские, дух храбр.

К комплексам для одиночной отработки относятся шуйху яньцинцюань (кулак Янь Цина из "Речных заводей"), шуйху эрланцюань (кулак Эрлана из "Речных заводей"), шуйху ибайданьба чуаньцюань (108 непрерывных кулаков из "Речных заводей"), пишаньцюань (кулак разрубания горы), пишаньцюань (кулак рубки и уворачивания), датяоцюань (кулак большого перепрыгивания), цзиньлун таньчжуа цюань (кулак золотого дракона вытягивающего когти), тунбэйцюань (сквозьспинный кулак), дуаньдацюань (кулак коротких ударов), чжай дуаньдацюань (ломающий кулак коротких ударов), цзютоу чжицзыцюань (кулак девятиконечной ветки) - всего более двадцати комплексов. В парную тренировку входят маньбуцюань (кулак варварского шага), гуахоцюань (кулак подвешивания и ловкости), пухуцюань (кулак набрасывающегося тигра), яоцзы чуаньлиньцюань (кулак ястреба пронизывающего лес), саньжэнь дуйлянь (схватка трех человек).

В тренировку с оружием входят: яньцин даньдао (одиночный меч Янь Цина), шуйху шуандао (парные мечи "Речных заводей"), цинлунцзянь (кулак темного дракона), суньбинь шуангуай (парные костыли Сунь Биня), эрлан гунь (шест Эрлана), дадао (алебарда), шаоцзы по цян (цеп разбивает копье), цзома хуаньцян (сменное копье движущейся лошади), хуанбяоцзянь по цян (пернач желтого сала разбивает копье), шуангуай по цян (парные костыли разбивают копье), даньдао по цян (одиночный меч разбивает копье), саньцзегунь по цян (трехсекционный цеп разбивает копье), даньдао по шуанцян (одиночный меч разбивает пару копий).

Особенность шуйхуцюань - в простоте и практичности движений. "Кулак бьет одной нитью" - сгибания и выпрямления происходят по прямой линии. Движения ясные, быстрые и сильные, нет показательных движений. При движении "поднимаешься будто ветер, опускаешься как сосна", используют быструю атаку с яростными ударами, непрерывно реагируя на мелочи. В простых и практичных движениях можно проявить "вихревое усилие", "силу в один цунь".

В каждом комплексе шуйхуцюань сочетаются быстрота и сила, плотность и неразбросанность, в движениях требуется быстрота как у порыва ветра, сила геройской жестокости, поднимания и опускания ловие и стабильные, методы корпуса естественные. При выбросе руки не отходят от груди, при подъеме ног колени прикрывают пах. Руки защищают вплотную к телу, вылетая словно стальные молоты, возвращаясь подобно стальным клещам. Выброс силы погружающийся и длинный, поворачиваешься и выбрасываешь. При выходе ноги в шаге бедро пересылается и прикрывает пах, "передняя нога чуть поперек, задняя нога вдоль, поперечное и продольное взаимно перекрываются с усилием гвоздя", согнуть ногу в колене и прикрыть ногой, пальцы ноги вцепляются в землю, поясница - словно ось, поворачиваться быстро, раскрывания и закрывания взаимно сочетаются, атакуют на дальней дистанции.

При действиях кулаками следует "укореняться в земле", шаги прочные и устойчивые, ци погружается в даньтянь, ци и сила соединяются воедино. Распрямить грудь и осесть поясницей, ноги стоят прочно, легкий - но не рассеяный, погружен - но не жесткий, внутреннее и внешнее взаимно следуют.

В трактатах по кулачному искусству сказано: "Выброс рук направлен в основном против корпуса, когда руки и ноги достигают - корпус прям, на одну форму три руки - вот искусство, рук, локтей, коленей и ног боятся святые и нечисть". Здесь разъясняется, что при движении корпуса сто суставов взаимно следуют, корпус прям и не раскачивается, все полностью согласовано. Благодаря согласованности в теле нет участка что бы не двигался, вдали - руки и ноги бьют вверх, в середину или вниз, вблизи - используются плечи, локти, спина, колени и бедра.

В шуйхуцюань в тактике боя упор делают на практичность. Одиночная тренировка идет точно так же, как и парная, "путь боевой техники - в коварстве искусства применения, при изучении есть установленные числа, при применении нет установленных форм". Тренируешься - словно ведешь бой, выброс рук - словно схватка, нужно представлять реального противника.

Чтобы победить противника, нужно узнать его сильные стороны, избегать того, в чем он силен, узнать его слабости и атаковать их. При тренировке шуйхуцюань требуются ясные глаза и быстрые руки, одна форма - три выброса, один выброс - достижение, руки и ноги достигают параллельно, кулаки и локти друг друга поддерживают. Атака идет спонтанно. Дождался момента и атаковал, дождался ситуации и приложил силу. Трансформируешься перед ним, руки опережают его. В тактике требуют быстрой атаки и яростных ударов, вдали - используешь руки и ноги, вблизи - применяешь локти и колени, "вдали удобны руки, вблизи добавляешь локти, вдали удобны ноги, вблизи добавляешь колени".

В шуйхуцюань требуется применять приемы своевременно, надо бить - бьешь, надо бросать - бросаешь, надо ловить - ловишь, надо хватать - хватаешь. Путь боевой техники требует следовать естественному, знать его и знать себя, искусно использовать силу, как говорится "когда избегаешь полного и атакуешь пустое - взгляд должен быть прям, съежился и просачиваешься словно бегущая обезьяна, искусно трансформируешь продольное и поперечное, сила пальца может преодолеть восемьсот цзиней". В бою надо быть пронизанным духом, храбрым словно свирепый тигр, в быстроте достигать искусности, руки вылетают подобно стрелам. В общем, кулак "Речных заводей" очень ценен как для укрепления тела, так и для самообороны.

Hosted by uCoz