Ань Тяньжун
Уханьский педагогический институт

Чацюань

"Улинь" N8/82

 

перевод с китайского (C) С.Л.Березнюк

 

1.История происхождения чацюань

Чацюань - это один из методов ведения боя на длинной дистанции. Первоначально он достиг расцвета в Западном Лу (Шаньдун) в окрестностях уезда Гуаньсянь, а потом постепенно распространился на весь Китай и по всему миру. По словам учителя Чан Чжэньфана, исследовавшего его истоки, нет ни литературных ни исторических документов на эту тему, и можно основываться лишь на передаваемых из поколения в поколение традиционных историях. Вот почему наследников традиции чацюань трудно представлять одного за другим.

Согласно передаваемым из поколения в поколение историям, был расцвет чацюань при династии Тан, но неизвестно, как тогда называлось это кулачное искусство.

По заслуживающим доверия источникам, чацюань назван так по фамилии использовавшего этот стиль Ча Шанъи. Ча Шанъи также называли Ча Ми или Ча Мир (в разных источниках по-разному), он был мусульманином из Синьцзяна, жившим при династии Мин. Его молодость пришлась на то время, когда японские бандиты вторглись в приморские районы провинций Фуцзянь и Чжэцзян. Тогдашний правитель династии Мин издал императорский указ о наборе добровольцев для отпора агрессорам. Из чувства патриотизма Ча Ми вступил в армию, идущую на восток. В долгом пути по плохим дорогам, карабкаясь в горы и переправляясь через реки, он заразился тяжелой болезнью и, не достигнув пункта назначения, слег. Товарищи оставили его поправляться в уезде Гуаньсянь в Западном Лу. Местные простолюдины очень уважали этого патриота, так далеко ушедшего от родных мест, и заботливо ухаживали за ним. Там после нескольких месяцев лечения он постепенно поправился.

Поздней осенью после уборки урожая крестьяне во множестве ходили на ток потренироваться в боевом мастерстве. Однажды вечером Ча Ми, выйдя погулять за деревню, дошел до тока и увидел тренирующихся там земледельцев. Вначале он ничего не показывал, но потом стал часто приходить на ток и решил передать свое мастерство этим гостеприимным и прямодушным людям, отплатив тем самым за добро. Этот его поступок был встречен горячим одобрением. С той поры натренированное за много лет боевое искусство Ча Ми распространилось в среде крестьян Западного Лу. Династии Мин и Цин - период расцвета боевых искусств по всей стране, не был исключением и уезд Гуаньсянь, ну а после передачи Ча Ми боевых методов мода на ушу в нем достигла невиданных размеров. После смерти Ча Ми люди, чтобы увековечить его память, стали называть переданное им боевое искусство по его фамильному иероглифу. Отсюда и пошло название чацюань.

2.История развития чацюань

История чацюань довольно длинна, ниже изложено то, что рассказывал учитель Чан Чжэньфан.

Местом начала распространения чацюань является уезд Гуаньсянь в Западном Лу, называемый "родиной чацюань". Преемствование чацюань в уезде Гуаньсянь от династии Мин до наших дней можно кратко изложить так:

Ча Ми: зачинатель чацюань.

Ша Лян: из Гуаньсянь, прославился кулачным искусством на все Западное Лу, был назван "Господин Ша Лян - Летающая Нога", преемник Ча Ми.

Чжан Цянь: из деревни Иличжуан уезда Гуаньсянь, занимался земледелием, чацюань - его семейное искусство, мастерски владел боевым искусством, был знаменит в Западном Лу и оказал огромное влияние.

Чжан Цивэй: из деревни Иличжуан уезда Гуаньсянь, занимался земледелием, всю жизнь тренировал боевое искусство, был представителем младшего поколения семьи господина Чжан Цяна, умер в 1932 году в возрасте 84 лет. Чжан Цивэй прожил трудную жизнь, характер имел честный и искренний, боролся с несправедливостью, смело выступал за правое дело, мышление имел светлое и благостное, факты и принципы - глубокими и светлыми, не защищал плохого, учился без пресыщения, поучал людей без устали, усердно овладевал науками, был тщателен, и за это был глубоко почитаем жителями тех мест. Мастерство господина Чжан Цивэя было совершенным, он дал новый импульс развитию чацюань. Согласно рассказам учителя Чан Чжэньфана, в результате тренировок пальцы господина Чжана стали подобными стали и железу, движения - быстрыми и ловкими. Однажды он был окружен несколькими десятками человек, и когда кто-то пытался приблизиться, лишь надавит пальцем на точку - и человек падает, не успев и руки поднять. Господин Чжан тренировался - словно тигр хвостом лязгал, быстротой был подобен молнии, храбростью - свирепому тигру, не зря его мастерство называли удивительным.

Среди преемников господина Чжан Цивэя были Чан Чжэньфан, Чжан Сиянь, Чжан Фэнлин, Чжан Ситай, Чжан Инчжэнь, Ли Чаоцюнь - все они жили в Иличжуан уезда Гуаньсянь провинции Шаньдун и оказали огромное влияние на развитие чацюань в Западном Лу. Эти учителя в ходе совместных тренировок постигли глубины чацюань и внесли немалый вклад в дело развития чацюань. В особенности больших успехов достиг учитель Чан Чжэньфан.

Чжан Вэньгуан: из Кайфэна, что в Хэнани, ныне - преподаватель Пекинского института физкультуры, заведующий кафедрой ушу, вице-президент Всекитайской ассоциации ушу, самый преуспевший из преемников учителя Чан Чжэньфана, один из лучших мастеров ушу нашей страны, внес значительный вклад в развитие современного ушу.

Пан Линьтай: житель Тайюани, ныне - главный тренер сборной ушу провинции Шаньси, преемник традиции чацюань, специально исследовал чацюань, воспитал новые таланты.

Чжан Линмэй: житель Тайюани, ныне - заместитель начальника отряда спортивных работников провинции Шаньси, ученик Пань Линтая, в совершенстве овладел чацюань и выработал индивидуальную оригинальную манеру.

Многие наши мастера ушу предыдущего поколения - такие как почтенный господин Ван Цзыпин, почтенный господин Ван Сяожун, а также учитель Хэ Фушэн, учитель Лю Юйхуа, учитель Шао Шанькан, учитель Ван Цзюжун - были крупными мастерами чацюань, провели глубокие исследования чацюань, каждый получил свои результаты. Особенно велик вклад почтенного господина Ван Цзыпина. Есть и другие мастера, но всех нам не перечислить.

3.Особенности чацюань

В чацюань большое внимание уделяют натренировыванию техники ног. Когда Ча Ми передавал свое искусство, то первым делом он заставлял людей тренировать таньтуй для натренировывания цзибэньгун, и лишь натренировавших цзибэньгун начилан обучать таолу чацюань.

Таньтуй - это двадцать восемь упражнений, соответствующих двадцати восьми буквам арабского алфавита. То, что обычно тренируют под названием таньтуй - это первые десять упражнений. Последние восемнадцать упражнений более сложны, для удобства запоминания из них сформированы два комплекса туйцюань ["кулак ног"]. Важнейшие техники ног, входящие в туйцюань, таковы: чжуаньдо ("втаптывание сваи"), тань ("распрямление лука"), ти ("пинок"), чуай ("толчок в сторону"), сао ("сметание"), гоу ("подцепление крюком"), гуа ("подвешивание"), чань ("обматывание"), дянь ("бить в точку"), ца ("тереть"), гуай ("ковылять"), пи ("надевать") и пу ("набрасываться"). Хотя таньтуй и предназначен для тренировки ног, но очень большое внимание уделяется их координированию с руками, требования к движениям очень строги. Учитель Чан при обучении постоянно подчеркивал, что для закладки базы таньтуй надо только усердно тренироваться, прошлифовывать многократными проработками, и тогда можно быстро овладеть их законами и хорошо их натренировать.

3.1.Рифмованые правила о порядке упражнений таньтуй

1-е упр. - в одноименном шаге словно нести коромысло, 2-е упр. - скрестно словно тянуть и буравить,
3-е упр. - рубить и накрыть свободным ходом плуга, 4-е упр. - толкнуть и броситься скручиваясь влево и вправо,
5-е упр. - вспарывая и ударяя надо запечатывать, 6-е упр. - наброситься и заграбастать словно сворачивающийся дракон,
7-е упр. - парное срубание и тут же прикрыться локтем, 8-е упр. - непрерывные втаптывания сваи,
9-е упр. - крепко замкнуть с ногой уток-мандаринок, 10-е упр. - стреловидным ударом вернуться на прежнее место.

Рифмованые правила гласят:

Обычный человек не может предугадать приемов, много бей ногами и много тренируйся - и мастерство будет безгранично;
Можно распознать в них глубокий сверхчеловеческий смысл, развязав трудный узел получить удивительное мастерство.

Натренировыванием десяти упражнений таньтуй закладывается хороший фундамент для последующего изучения таолу чацюань.

В чацюань десять основных таолу (к первым двум есть еще по вспомогательному комплексу, так что всего двенадцать таолу, основные и вспомогательные сочетаются как жесткие и мягкие), все движения каждого таолу имеют свои названия, к ним есть рифмованые правила, требования к движениям, но недостаток места не позволяет рассказать обо всем.

3.2.Устно передаваемые секреты порядка десяти таолу чацюань

1-е - материнский (базовый) кулак, 2-е - кулак действующих рук,
3-е - кулак летающих ног, 4-е - кулак ускользания Ча (мира и подъема),
5-е - кулак восточной заставы, 6-е - кулак засады,
7-е - кулак сливы мэйхуа, 8-е - кулак непрерывности,
9-е - кулак (драконьего) размахивания хвостом, 10-е - гроздь кулаков.

С точки зрения компоновки и содержания каждое таолу имеет свою особенную манеру.

3.3.Рифмованые правила чацюань

Зачинатель чацюань - Ча Ми, живший в Лу в уезде Гуаньсянь.
Несколько столетий передается в народе, прославляя мастерство основателя.
Традиционных комплексов без оружия - 12, основных и вспомогательных, где параллельно используются жесткое и мягкое.
Таньтуй - 28 комплексов, с дао, копьем, цзянем и шестом - по 7.

3.4.Десятииероглифный секрет чацюань

Путь атаки и защиты чацюань имеет десятииероглифный секрет, говорящий о боевых методах. Он таков: съеживаться, маленький, непрерывно тянуться, мягкость, искусность, ошибочность, скорость, жесткость, ломкость и проскальзываемость.

Съеживаться - словно натянутый лук накапливает силу, выброс кулака подобен вылету стрелы;
Уменьшился и собрался в комок, например блокируя или уворачиваясь, и даже опытному человеку трудно ударить;
Непрерывно следуют мысли одна за другой, трансформации разделяют пустое и полное;
Мягкость может преодолеть жесткость изменяясь следуя моменту, используя меч реализовать хитроумный план;
В искусности рождается мудрость ловкого применения, четырьмя лянами вытянуть тысячу цзиней;
Ошибочность - это атаковать боком подставным шагом, избегать полного и ударить по пустому;
Быстр словно молния нисколь не медля, выбрасываешь руки и быстрым бьешь медленное;
Жесткий как стальное шило втыкающееся в мягкую грязь, бьешь и пробиваешь без расхлябанности;
Ломкость как у взрывающегося бамбука выбрасывающего силу на один цунь, побеждаешь сильное словно пробиваешь стену;
Ускользанием можешь рассеять силу врага, улавливаешь пустоту - и атакуешь.

3.5.О пяти животных чацюань

В движениях чацюань используют особенности пяти животных: дракона, тигра, змеи, журавля и обезьяны.

Дракон: вздымается и опускается естественно, может скрываться и может проявляться, извивается и петляет, трансформируется двадцатью тысячами способов.

Тигр: бесстрашно искусно набрасывается, прячась сидит и прыгает следом, глаза сверкают как молнии, не двигаясь - и то величественен.

Змея: без ног - и искусно преследует, видит дыру - и вползает, перегибается и сворачивается, изгибания и распрямления естественны.

Журавль: в движении - покой, движение и покой сменяют друг друга, лишь одинокое тело, долговечное и стабильное.

Обезьяна: карабкается и прыгает ловко и естественно, в момент опасности характерна смелкалка, преследует и напрыгивает, уворачивается и разворачивается.

3.5.О шести координациях в чацюань

В процессе тренировки чацюань особое внимание уделяют согласованию рук, глаз, корпуса и шагов с цзин, ци и шэнь, в общем называемому "шестью координациями", делящимися на "внутренние три координации" и "внешние три координации".

Внутренние три координации: координация шэнь и мысли, координация мысли и ци, координация ци и силы.

Внешние три координации: координация кистей и стоп, координация локтей и коленей, координация плечей и бедер.

Учитель Чан Чжэньфан говорил о шести координациях в чацюань, что хотя текст тот же, что и в других стилях, но требования и тренировочные методы абсолютно другие. В чацюань при распространениях и собираниях требуется, чтобы если движение - то нет такого что бы не двигалось, в покое - нет такого что бы не покоилось, движение и покой взаимно соответствуют, быстр - но без спешки, абсолютно свободен, покой - без разрывов, хоть в покое - но намерен двинуться, внутреннее и внешнее координируются воедино, дух и форма подготавливаются параллельно. Движение - в четырех конечностях, ключ - в пояснице, сила рождается в пятках, достигает источников пальцев рук, выбрасываешь руки словно выпускаешь стрелы, возвращаешь руки словно обжегшись, выброс силы подобен взрыву бамбука, настолько прочен что проломить невозможно.

Hosted by uCoz