Иероглиф "тун 通" означает "насквозь", "бэй 背" - "спина", либо
сокращение от слова "позвоночник", "цюань 拳" - "кулак". Таким образом,
название стиля можно перевести как "кулак выбрасывания силы от спины
(позвоночника)". В ушу есть и другие стили, название которых читается
как "тунбэйцюань", но которые записываются с другим иероглифом "бэй"
("подготовка 备", "рука 臂" и т.д.). Во многих книгах по ушу эти стили путают.
Кроме того, есть еще "хундун тунбэйцюань 洪洞通背拳", который вляется вариантом
тайцзицюань, и к даному стилю также отношения
не имеет.
Легенды возводят создание стиля к периоду "Воюющих царств"
(VI-III века до нашей эры). Согласно легенде, в период Вёсен
и Осеней жил человек по имени Юань Гун. Однажды он вызвал на бой
другого мастера, но проиграл, превратился в белую обезьяну
и убежал в лес. Потому его прозвали "Байюань лаожэнь" (Старик -
Белая обезьяна). От него, якобы, и происходит 白袁通背拳 байюань тунбэйцюань
Согласно другой версии, создателем стиля был даос Чэнь Туань (?-989),
живший при династии Сун.
Современная история тунбэйцюань
обычно начинается от Ци Синя 祁信, жителя провинции Чжэцзян, который
в начале XIX века учился у даоса Лу Юньцина. Его сын
Ци Тайчан 祁太昌, переехав в Пекин, переработал науку отца, создав новое направление
стиля. Старое направление стали называть "лаоципай 老祁派" ("направление старого Ци"),
а новое - "шаоципай 少祁派" ("направление младшего Ци").
Другим учеником Лу Юньцина был Ши Хуншэн. От него идет еще одно направление
тунбэйцюань.
Направление Ци Тайчана основано на непрерывном использовании
пяти видов ударов ладонями - швыряемого, хлопающего, пронзающего, рубящего
и буравящего. Так как каждый из них соотносится с одной из пяти
первостихий китайской космогонии (землей, металлом, водой, деревом
или огнем), то "направление младшего Ци" еще называют 五行通背拳 усин тунбэйцюань
(тунбэйцюань пяти первостихий).
В этом стиле очень сильно работают над развитием гиперподвижности
рук и плеч. Имеется шесть базовых комплексов и непрерывных связок движений:
"Дапэн чжанъи" ("Большой орел расправляет крылья"),
"Цисин хуацзи" ("изменения формы и
трансформации ударов"), "юаньхоу чудун" ("обезьяна выходит из пещеры"),
"юаньхоу жудун" ("обезьяна входит в пещеру"), "ицзы ляньцзипао"
("непрерывные пушечные удары иероглифа `единица'"), "шиэр ляньчжупао"
("двенадцать пушечных ударов идущих подобно жемчужинам в ожерелье").
В стиле не применяют одиночных ударов, удары всегда идут непрерывными сериями.
Имеются "три смертельные ладони" - "ладонь запутывания души",
"ладонь преследования души" и "ладонь разрубания души".
Базовая тренировка в направлении семьи Ци основана на 108
индивидуальных техниках, которые иногда именуют "чай цюань"
(разделенные техники). Базовая тренировка в направлении семьи Ши
основана на 24 формах, которые иногда именуют "лянь цюань"
(комбинированная техники). Если направление семьи Ци широко распространилось
и "обросло" комплексами, то в направлении семьи Ши учат в традиционной манере,
в укромных местах и с малым количеством учеников,
потому это направление еще называют 黑拳 хэйцюань (черный кулак).
МАСТЕРА ТУНБИЦЮАНЬ
INTERNET-ресурсы: