通备拳
Тунбэйцюань
(кулак сквозной подготовки)

При династии Цин примерно на стыке правлений под девизами "Даогуан" и "Сяньфэн", т.е. в середине XIX века, в уезде Цансянь провинции Хэбэй жил толкователь эдиктов Пань Вэньсюэ 潘文学. Он последовал учению жившего в конце XVII века Янь Сичжая 颜习斋, рекомендовавшего параллельно осваивать и военное и гражданское, и наряду с изучением классических "гражданских" наук также занимался и боевыми искусствами. Свои теоретические изыскания он обобщил в четверостишии:

Тун шэнь да хуа,
Бэй вань гуань и;
Ли сян хуэй тун,
Ти юн цзюй бэй.
神达化,
万贯一;
理象会
体用具

("Сквозь дух достигать метаморфозы, иметь в запасе десять тысяч пронизаных Единым; законы и форма могут пронизывать, тело и применение - готовы.").

Как видим, первая и вторая строчки начинаются на "ТунБэй", а третья и четвертая - на "ТунБэй" заканчиваются. Он обучал своим наукам небольшую группу учеников, но при этом считал свое учение секретным, и - вот он, исток великой путаниы в документах! - требовал, чтобы на вопросы о названии изучаемого боевого искусства ученики отвечали "тунбэй", но записывали это слово совсем другими иероглифами, обозначающими совсем другой стиль. Истинное написание стиля было рассекречено лишь в 1911 году.

Изначально в этой школе преподавали технику 劈挂拳 пигуацюань. Но уезд Цансянь провинции Хэбэй является одни из самых "боевых" мест Китая, недаром по его адресу в китайском языке бытует устойчивое выражение, именующее его "родиной ушу", "тем местом, откуда родом ушу". Там всегда можно было встретить людей, занимающихся боевыми искусствами, причем самыми разными стилями. Многие пробовали себя в разных стилях, "перенимая достоинства и отбрасывая недостатки". Было быстро обнаружено, что техника боя на длинной дистанции из пигуацюань очень удачно сочетается с техникой боя на короткой дистанции из другого стиля - 八极拳 бацзицюань. Знаменитый мастер ушу Ли Шувэнь 李书文 говорил: "если к бацзи добавить пигуа - то испугаются и духи и нечисть". Поэтому со временем под "кулаком сквозной подготовки" стали понимать именно стиль, сочетающий в себе пигуацюань и бацзицюань. Окончательно это оформилось в начале XX века, когда этот стиль изучили братья Ма - Ма Фэнту 马凤图 и Ма Инту 马英图, которые у дяди по матери изучили бацзицюань (их мать происходила из семьи основателя бацзицюань).

В 1920-х годах братья Ма переехали в Маньчжурию, где жили довольно долгое время, преподавая тунбэйцюань и изучая у местных мастеров 翻子拳 фаньцзыцюань и 戳脚 чоцзяо, добавив приемы этих стилей в тунбэйцюань. Впоследствии в эпоху раздиравших Китай междуусобиц гражданской войны они вступили в армию генерала Фэн Юйсяна. Выбор оказался удачным - генерал воевал неплохо, и после установления власти партии Гоминьдан его войска оказались как бы правительственными. Во время пребывания в армии братья Ма разработали новый комплекс тунбэйцюань, предназначавшийся именно для обучения солдат. После окончания активных боевых действий пути братьев разошлись. Младший - Инту - отправился в Нанкин и преподавал бацзицюань в знаменитом Центральном институте гошу, благодаря его деятельности этот стиль широко распространился по Китаю. Фэнту ушел с армией Фэн Юйсяна на северо-запад и осел в провинции Ганьсу. Его деятельность привела к широкому распространению тунбэйцюань в тех местах, и этот стиль стали называть "северо-западным тунбэйцюань" (чтобы отличать от одноименного стиля, записывающегося другими иероглифами, и распространенного на северо-востоке страны; этот стиль стали соответственно называть "северо-восточным тунбэйцюань") или "боевым искусством семьи Ма". В годы Второй мировой войны Ма Фэнту тренировал бойцов партизанских отрядов, параллельно обогатив технику тунбэйцюань приемами боя с короткой палкой, распространенными в тех местах.

Основой техники тунбэйцюань являются широкоамплитудные проносные круговые удары прямыми руками, выполняемые в различных плоскостях - как вертикальной, так и горизонтальной. Удары наносятся в быстрой последовательности, непрерывно, один за другим. В бою бойцы стиля обычно не шагают, а бегают, что в сочетании с раздаваемыми во все стороны ударами дает возможность вести бой одновременно с большим количеством противников. Помимо рукопашной техники в стиле также имеется техника боя с различными видами оружия.


Статьи

Hosted by uCoz