Достигнув успехов в стиле богомола Ван Лан во второй раз
посетил монастырь Шаолинь, и хотя ему не удалось сразиться с
тем монахом, которому он проиграл бой прежде, но все монахи, с
которыми он сражался в этот раз, признали себя побежденными.
Позднее Ван Лан, обосновавшись в Шаньдуне, передал танлан
цюань даосам с гор Лаошань. От их учеников - даоса Шэнсяо 升宵道人 и Ли
Саньцзяна он непрерывно передавался до наших дней.
До XIX века стиль богомола не разделяли на
отдельные направления. В XIX веке выделился 六合螳螂拳 люхэ танланцюань
(кулак богомола шести координаций). Ныне этот стиль распространен
в уездах Чжаоюань и Хуаньсянь провинции Шаньдун. Еще его называют
"мягким богомолом". Основателем стиля является Линь Шичунь 林世春, который
у своего деда изучил люхэцюань (кулак шести координаций),
а у Вэй Шаня (Сяня) - стиль богомола. В настоящее время в этом направлении
имеется шесть комплексов, взятых из стиля богомола, и один комплекс -
из люхэцюань.
Позднее стиль богомола разделился на две большие ветви.
Первой из них является 七星螳螂拳 цисин танланцюань (кулак богомола семи звезд).
Его создание связано с учеником даоса Шэньсяо - владельцем охранного бюро
Ли Чжичжанем (Саньцзянем). Ученик Ли - Ван Юнчунь - развил стиль дальше,
и добавив методы из стилей боя на дальней дистанции получил то, что ныне
называется цисин танланцюань.
梅花螳螂拳 Мэйхуа танланцюань (кулак богомола сливы мэйхуа)
идет от мастера Ли Бинсяо 李秉宵, у которого учился Чжао Цилу
赵启禄. Ученик Чжао - Лян
Сюэсян 梁学乡 - и считается создателем мэйхуа танланцюань.
Один из учеников Лян Сюэсяна - Цзян Хуалун 姜化龙 - до стиля
богомола изучал также мэйхуацюань и стиль обезьяны. Позднее, будучи в
Яньтае, он изучил тунбицюань у Ван Чжунцина,
а также багуачжан и синъицюань
у Чэнь Дэшаня. Добавив к приемам этих стилей методы боя с земли он создал
八步螳螂拳 бабу танланцюань (кулак богомола восьми шагов). Ядром стиля явились
шесть комплексов бабу чжайяоцюань (избранная суть стиля восьми шагов),
послужившие основой для создания новых комплексов и изменения "импортированных"
из других систем. Ученик Цзяна - Фэн Хуанъи - продолжил формирование стиля,
добавив приемы циньна
из стиля когтей орла,
а также броски из китайской борьбы
шуайцзяо. Ученик Фэна - Вэй Сяотан (1901-1982) - распространил стиль,
преподавая рукопашный бой в китайской армии. После 1948 года он бежал в Корею,
а затем осел на Тайване.
Стиль 长拳螳螂 чанцюань танлан (стиль богомола боя на
дальней дистанции) связан с именем Ван Сунтина (1884-1964), который учился у
Цзи Чжундэ, который в свою очередь учился у Хуан Юнкая. Хуан Юнкай
изучал стиль богомола у Лян Чжунчуаня (сына Лян Сюэсяна). Ван Сунтин
преподавал в Институте
гошу в Циндао, он был в хороших отношениях с мастером цисин танланцюань
Ло Гуанъюем 罗光玉 и с его учеником Хуан Ханьсюнем 黄汉勋. Преподаваемый им стиль - это
мэйхуа танлан с примесью цисин танлан и большим количеством приемов боя на
дальней дистанции. На Тайване преподаваемый им материал называли цисин танлан,
а сам мастер Ван называл то, что преподавал, 甩手螳螂拳 шуайшоу танланцюань
(кулак богомола швыряемых рук).
秘门螳螂拳 Мимэнь танланцюань (кулак богомола тайных врат)
был создан учеником ученика Ван Юйшаня. Ван Юйшань 王玉山 учился у Цзян Хуалуна
и Сун Цзыдэ 宋子德. Его ученик Лю Досань обучил Чжан Дэкуя. Чжан впоследствии
переехал на Тайвань, и там преподаваемый им стиль стали называть
мимэнь танланцюань или 闭门螳螂拳 бимэнь танланцюань (кулак богомола
тесных врат). Фактически, этот стиль является версией мэйхуа танланцюань,
в которой отсутствует часть комплексов, а позиции являются более низкими,
движения - мельче и компактнее.
Помимо вышеперечисленных, имеются и другие ветви
стиля богомола, но ими занимается так мало людей, что о них почти ничего
не известно кроме названий.
Изначально танланцюань был единым стилем, и лишь впоследствии началось
дробление на более мелкие подстили. Поэтому существуюте комплексы, которые
практикуются во многих направлениях стиля богомола, а есть такие, которые
характерны для отдельных линий. Кроме того, комплексы делятся на базовые,
которые объединяют в себе базовую технику, и специальные, посвященные
какому-либо аспекту или принципу техники (например, методы боя с земли,
сложные нелинейные перемещения, специфические методы воздействия на локтевой
сустав), который может и отсутствовать на
базовом уровне.
Комплексы стиля богомола
Базовые комплексы
Комплексы "чжайяо" ("избранное важное")
Комплексы повышенной сложности
Статьи