翻子拳
Фаньцзыцюань
(кулак вращения)

Первые упоминания о стиле относятся к XVI веку. Живший при династии Мин генерал Ци Цзигуан в своей книге "Цзисяо синьшу" ["Новая книга записей о достижениях"] среди прочих стилей, существовавших в то время, упоминает и "ба шань фань" ["восемь уверток и вращений"], а среди вошедших в отобранные им 32 приема имеются семь форм, которые входят и в современный фаньцзыцюань.

Современный стиль прослеживается с середины XIX века. В деревне Бэйбулицунь, что в уезде Гаоян нынешней провинции Хэбэй, жил род Дуань . В поколении, имена представителей которого содержали в себе иероглиф "дянь 殿", было пятеро братьев, которые пошли учиться к мастеру Хань Лума 韩禄马, и изучили у него фаньцзыцюань и чоцзяо. Эти пять братьев прославились как отличные бойцы и у них было много учеников, однако тех, кто получил "истинную передачу", можно было пересчитать по пальцам.

Одним из их учеников был Сюй Чжаосюн 许兆熊, учившийся у братьев Дуань много лет. У Сюй Чжаосюна учились Хао Минцзю 郝鸣九 и Ху Фэнсань 胡奉三, а также мастер ушу Чэн Фу из Яньтая провинции Шаньдун. Чэн Цинчунь 程庆春 - сын Чэн Фу - помимо фаньцзыцюань и чоцзяо также владел танланцюань, в его варианте фаньцзыцюань основной упор стал делаться на прикладную отработку, в базовый комплекс стиля он вплавил приёмы стиля богомола. Хао Минцзю прорабатывал всё тщательно, до мелочей, в его направлении стиля трансформации приёмов сложны и запутаны. Направление Ху Фэнсаня представляет собой нечто среднее между направлениями семей Чэн и Хао. После буржуазно-демократической революции Чэн, Хао и Ху отправились на северо-восток в Фэнтянь (современный Шэньян) и преподавали там. В этот период у них изучил фаньцзыцюань известный мастер стиля тунбэйцюань Ма Фэнту 马凤图. Впоследствии перипетии гражданской войны забросили Ма Фэнту на северо-запад Китая, где он и осел, начав распространять там свое собственное направление стиля.

Фаньцзыцюань ещё называют 翻拳 фаньцюань ("кулак вращения"), 八闪翻 ба шань фань ("восемь увёрток и вращений"). Изначально в стиле был только комплекс чжаньчжуанфань ("вращения стоящей сваи"); впоследствии добавились такие комплексы, как цуй ба фань ("бирюзовые восемь вращений"), цзянь цзун фань ("вращения здорового рода"), ицзы фань ("вращения, выполняемые на одной прямой"), лушоу фань ("вращения хватающих рук"), циншоу фань ("вращения лёгких рук"), башань шиэрфань ("восемь увёрток и двенадцать вращений"), башоу фань ("вращения восьми рук"), люшоу фань ("вращения шести рук"). Восемь приёмов, входящих в ба шань фань, являются восемью основными приёмами стиля. Бой в стиле ведётся на короткой дистанции, основными характеристиками способов выброса усилия считаются "скорость, жесткость, ломкость и хлёсткость"; традиционная поговорка сравнивает удары фаньцзыцюань с ударами хлыста.


МАСТЕРА ЧОЦЗЯО, ФАНЬЦЗЫЦЮАНЬ

Hosted by uCoz