Шэнь Минэжнь

Родина бацзицюань

"Чжунхуа ушу" N3

 

перевод с китайского (C) С.Л.Березнюк

 

Мы сели в Цанчжоу на поезд, и проехав час на юго-восток оказались на родине бацзицюань - в городке Мэнцунь.

Бацзицюань - это короткий ритм и рискованные приемы, взрывная яростность и внезапность; знаменитый ближним боем на короткой дистанции - "пробиваться, обрушиваться, теснить, опираться" - он составляет особое явление в многообразии традиционного ушу. Знаменитых учителей бацзи в каждом поколении - словно звезд на небе. Родина бацзицюань - как же это заманчиво звучит!

Это - уездный городок с населением в семь тысяч жителей. Здесь мы увидели тщательно сберегаемые потомком У Чжуна (зачинателя бацзи) - У Ляньчи - "Секретные записки о боевом искусстве бацзи рода У из деревни Мэнцунь уезда Цансянь провинции Хэбэй", наблюдали демонстрацию бацзицюань, посетили знаменитых учителей бацзи - 72-летнего Дин Вэньтуна, Инь Шучуня, Ли Цзюньи. При этом мы доискивались первоистоков, провели изучение бацзицюань, нашли немало ценного.

Что такое "бацзи каймэнь цюань"?

Дом мастера бацзи У Ляньчи. Вечером сюда на досуге зашли известные в городке учителя бацзи. Обширное помещение, кажется, сжалось.

Наша беседа началась с происхождения бацзицюань. Согласно рассказанному старыми мастерами, существует такая легенда:

При династии Цин в годы правления под девизом "Юнчжэн" однажды ночью, когда мэнцунец У Чжун тренировался во дворе с мечом, неожиданно зашел желтошапочный странствующий даос. У Чжун побеседовал с ним об ушу - услышал вещи, которых не знал; продемонстрировали мастерство - увидел то, чего не видывал. Тогда он тут же попросился к даосу в ученики. После десяти лет преподавания даос ушел. Перед расставанием У Чжун спросил его: "Как называется этот стиль?" Тот человек молвил: "Этот стиль называется бацзи, а от тебя здесь он будет называться каймэнь бацзи"

Старые учителя сказали, что смысл термина `каймэнь' [`открывать врата', `начинать'] в том, что отсюда началась передача стиля. Это совпадает со сказанным в кулачных записках: "Мой предок с посмертным именем Чжун прославился как зачинатель северного бацзи". Но существует и другое мнение - что в слове "каймэнь" иероглиф `кай' [`открыть'] надо понимать как `удар', `приблизиться на дистанцию вплотную и проломиться в ворота', `жестким ударом распазнуть врата'. Поэтому бацзицюань ["кулак восьми пределов"] еще называют кайцюань ["открывающий кулак"] или каймэньцюань ["кулак распахивающий врата"].

Что же такое `бацзи'? Тут тоже несколько версий. Согласно одной, речь идет об инь и ян. Точнее, `ба' - это инь и ян, `цзи' - их превращение. В движениях бацзицюань места, техника, внутренняя и внешняя результативная силы, кулаки, ноги, поясница и корпус делятся на восемь иньских и восемь янских, и на этой основе осуществляется тренировка цзибэньгун и боевое единоборство. В техниках есть наступления и отступления, пустое и полное, верхнее и нижнее, левое и правое, внутреннее и внешнее, округлое и прямолинейное, неожиданное и очевидное, движеине и покой - инь и ян порождают друг друга, взаимопревращаясь в пределе, кроме того нужно, чтобы в атаке была защита, в защите была атака - диалектический принцип единства противоположностей.

Согласно другой версии, речь идет о восьми частях четырех конечностей. А именно: используются восемь частей - ладони (пальцы), кулаки, локти, плечевые суставы, стопы, голени, колени и бедра; их нужно искусно использовать и применять живо, доводя живость до предела - вот почему "восемь пределов". В конкретных приемах используют укол, обхват, поднимание на плечо, поднимание, поднимание на локтевой сгиб и обматывание - "шесть больших раскрываний". При тренировке и в бою надо вырабатывать десять видов силы: встряхивание, съеживание, поворачивание в сторону, содержание в себе, резкий выброс, обрушивание, отталкивание, выпрямление, вертикальный и горизонтальный. Также нужно, чтобы три кончика действовали вместе, нужны непрерывность ударов по трем уровням, непрерывность приемов, ци должно способствовать силе, звук увеличивает мощь кулака.

В бацзицюань самое важное - это наличие "шести больших раскрываний", "восьми больших приемов", "сорока восьми больших подпорок", "шестидесяти четырех методов действий руками". При тренировке без оружия помимо "каркаса бацзи" в качестве базы внешняя наработка должна включать в себя тренировку "обхватывания столба", "опирания на доску", тренировку на подвешенном мешочке, на висящем мешке, толчки плечами, удары бедрами. Кроме того, в бацзицюань включены некоторые вещи из чоцзяо и фаньцзы.

Знаменитые учителя из числа хранителей традиции

Первоучитель бацзи У Чжун больше всего прославился благодаря большим копьям, в Яньцзине (Пекине) он мерялся силами с Сюнь Циньцзюнем и Ван Юньши. Когда они один раз дрались на шу [бамбуковые пики с наконечниками без лезвий] с концами, вымазанными мелом, то у Вана была вымазана мелом бровь - а тот ничего не почуствовал; современники прозвали У Чжуна "У - Волшебное копье". В Ханчжоу он мерялся силами с монахами монастыря Шаолинь и много раз побеждал. В восьмом месяце тринадцатого года правления под девизом "Юнчжэн" (1735 год) У Чжун в одиночку ворвался в монастырь Чжэцзян Шаолинь, в монастырских воротах были деревянные фигуры людей и обезьян со спрятанным в них тайным оружием, он трижды проходил - и ничто не смогло коснуться его тела, после чего монастырские монахи и управлявший монастырем специальный правительственный чиновник признали его "Волшебным копьем". У У Чжуна было свыше ста пятидесяти учеников, прославившихся в то время; скончался он на седьмом году правления под девизом "Цзяцин" в возрасте девяноста лет. Это изложено в "Хрониках уезда Цан" и в стилевых трактатах.

Бацзи вновь прогремел благодаря представителю пятого поколения У Хуэйцину. Согласно рассказу представителя шестого поколения Дин Вэньтуна, у У Хуэйцина было прозвище "Прилипшая железная ладонь", он был не только искусен в технике, но и силой превосходил людей. У Хуэйцин высоким искусством прославился в массах, и у него было очень много учеников. Под его руководством были исправлены кулачные трактаты, что позволило бацзицюань распространяться в более полном виде.

Представитель шестого поколения У Сюфэн - также гордость бацзи. У Сюфэн - сын У Хуэйцина. Он помог традиционному бацзицюань получить новое развитие. В 1956 году на Всекитайском чемпионате по ушу У Сюфэн был удостоен особых поощрений. Когда он выступал, товарищ Хэ Лун за столом президиума злопал в ладоши и кричал "Браво!". Когда он закончил выступление, выполнявший обязанности судьи Ван Цзыпин подошел к ковру и пригласил его пройти к столику президиума, чтобы быть представленным товарищу Хэ Луну. Впоследствии его приняли товарищи Лю Шаоци и Чжоу Эньлай. У Сюфэн был мастером не только кулачного искусства, но и хорошо владел акупунктурой, массажем, мануальной терапией. 30 декабря 1976 года У Сюфэн погиб в Тяньцзине в железнодорожной катастрофе.

Внушительно выглядящее настоящее

В 1955 году был образован Мэнцуньский мусульманский автономный уезд. Теперь в уезде 127 селений, боевое искусство живет повсюду, любителей не счесть - и в каждой деревне есть практикующие бацзи. Среди них Мэнцунь, Синьсяньдадуй, Лучжуанцзы, Лодин, Люшицяо, Синьдянь, Гуацзялинь, Гаосай, Жунчжуанцзы - свыше тридцати деревень служат опорой уездному спорткомитету. В некоторых деревнях число занимающихся ушу на одной площадке доходит до сорока-пятидесяти человек. Особенно с вводом системы ответственных исполнителей стало происходить так: как только перерыв в сельхозработах - люди тренируются.

Здесь немало семей ушу. В Синьсяньской коммуне есть Лю Чэнъянь, которому 58 лет. У него пять дочерей и один сын, и 18 лет назад он чуть не умер. Он в одиночку растил шестерых детей, экономя на всем - чтобы дети могли заниматься ушу. Дочка Лю Сюпин усердно тренировалась, и чтобы она смогла учиться у У Ляньчжи - он сам питался лепешками и старыми соленьями, отдавая дочке блины и яичницу. 4 года он возил ее на велосипеде за 16 ли в Мэнцунь для занятий ушу. На состоявшемся в 1980 году в Тайюани Всекитайском фестивале по обмену опытом в ушу Лю Сюпин завоевала золотую медаль, став знаменитой спортсменкой ушу.

Товарищи из уездной ассоциации ушу рассказали нам, что уездный комитет и уездная управа обращают очень серьезное внимание на работу по преемствованию и развитию бацзицюань. Уездный спорткомитет и уездный народный комитет считают бацзицюань важнейшим видом спорта и прилагают большие усилия для поддержки и открытия институтов ушу. Некоторые учителя одновременно с преподаванием занимаются упорядочением материалов по ушу. Страна вступает в период расцвета, ушу развивается, и родина бацзицюань вновь потрясет всех своими героями.

72-летний Дин Вэньтун обучает молодежь

Hosted by uCoz