Ма Сяньда,
Сианьский институт физкультуры

Цю Писян,
Шанхайский институт физкультуры

Пигуацюань, где форма и применение готовятся параллельно

"Улинь" N9/82

 

перевод с китайского (C) С.Л.Березнюк

 

Пигуацюань ["кулак рубок и подвешиваний"], еще называемый пигуацюань ["кулак набрасываний и подвешиваний"] распространен в долине реки Хуанхэ, он прославлен резкой рубкой и жестким подвешиванием [прим.перев. - под подвешиванием в ушу понимается движение прямой рукой снизу вверх, когда точкой приложения силы является кисть; это можно сравнить с тем, как поднимается подвешенная на ниточке за запястье рука куклы-марионетки], большими раскрываниями и большими смыканиями. Полководец Ци Цзигуан, живший при династии Мин, в своем труде "Новая книга записей о достижениях" в главе "Краткие выдержки из кулачных канонов" пишет: "пи-гуа-хэн-цюань [прим.перев. - накидывающе-подвешивающий-поперечнобьющий кулак] и его скорость". Таким образом при династии Мин (1368-1644) этот стиль уже существовал. Впоследствии, при династии Цин, пигуацюань распространял заведовавший яньшаньскими школами толкователь эдиктов Пань Вэньсюэ из уезда Яньшань провинции Хэбэй, от которого стиль распространился не только в уезде Яньшань, но и дошел до Цанчжоу. В "Хрониках уезда Цан" упоминается тогдашний крупный мастер пигуацюань Ли Юньбяо.

Важнейшим техническим содержанием пигуацюань являются комплексы без оружием, техника владения оружием, базовая тренировка и рукопашный бой. В комплексы без оружия входят 1-й комплекс - пигуа (также называемый момяньцюань ["кулак вытирания лица"]), 2-й комплекс - цинлун ["темный дракон"], 3-й комплекс - фэйху ["летающий тигр"] и 4-й комплекс - тайшу ["высокоизящный"]. В настоящее время 1-й комплекс - пигуа - тренируют во всех уголках страны, немало спортсменов демонстрирует его на соревнованиях. Помимо них есть еще вобравший технику всех четырех дацзяцзыцюань ["кулак большого каркаса"], являющийся "материнским кулаком" и называемый "наработкой в покое". К тренируемомо в пигуа оружию относятся пигуа дао ["широкий меч рубок и подвешиваний"], тунбэй дацзянь ["большой прямой меч сквозной подготовки"], тунбэй сяоцзянь ["малый прямой меч сквозной подготовки"] (еще называемый типао цзянь ["прямой меч атласного халата"]), пигуа гунь ["шест рубок и подвешиваний"], пигуа цян ["копье рубок и подвешиваний"], шуандао ["парные широкие мечи"], фэнтоу гэ ["фениксоглавый клевец"], ланьмэнь цзюэ ["рог преграждения врат"], саньцзегунь ["трехзвенный цеп"] и т.д., в методах тренировки проявляется особая манера пигуа. Известны эти методы не очень широко, на всекитайских соревнованиях заработал себе имя разве что тунбэй сяоцзянь. В настоящее время пигуа вобрал в себя методы обращения с бяньгань ["палка-хлыст"; короткий шест длиной около 120см], распространенные в Луннани, добавил к силе и техникам трансформации, придав им развернутость и ловкость, многоизменчивость силы и техники, и сформировал особую технику обращения с бяньгань высокого прикладного значения.

Самым важным в базовой тренировке пигуацюань являются "12 танов", "10 упражнений таньтуй" и "формы текущих ног". Богатство технического содержания пигуацюань основано именно на тщательной проработке базовой техники. "12 танов" - это 12 отдельных приемов, не только помогающие освоить применяемую в таолу "силу сворачивания", но и имеющих прикладной характер, их можно многократно тренировать каждый по отдельности в одиночку, можно прорабатывать в реальном поединке. В эти 12 приемов входят: "одиночная рубящая рука", "ястреб пролетает сквозь лес", "парные сталкивающие ладони", "ладонь втыкающихся пальцев", "опрокидывающий выброс пяти громов", "рука обматывающая лоб", "пушечный удар раскрывающий врата", "большое перешагивание", "малое перешагивание", "рука размахивающего ветра", "железная сметающая метла" и "удар идущий по косой".

Как известно, есть кулачные искусства, которые возникают и умирают, а есть и такие, которые существуют как отдельный стиль долгое время, передаваясь из поколения в поколение. Постепенно систематизируя технику и законы, они выделяются среди других и занимают отдельные места в мире ушу.

Именно таков пигуацюань. С точки зрения законов он также совершенен. В его методы движений входят катиться, обуздать, рубить, подвешивать, перешибать, выгружать, стричь словно ножницами, срывать, проходить наискось, отбрасывать, выпрямлять, вбирать, шарить, вытягиваться, хлестать, разбивать, втыкать и быть яростно-жестоким - это так называемый "восемнадцатииероглифный секрет". В технике прорабатывают такие принципы, как "раздуваться и вбирать, выпрямлять и втягивать", "то пустой то полный, то туда то сюда", "двигаться по кругу и возвращаться по прямой той же дорогой"; в путях силы особое внимание обращают на "силу переворачивания с остановкой" и "силу катящегося колеса"; при тренировке требуют добиваться того, чтобы "поясница поворачивалась вместе с бедрами", "руки были текущими, а запястья - округлыми", исполнение комплексов должно быть подобным течению реки, достигая эффекта "формы пронизаны ци", именно пронизанность силой и полнота силы и являются критериями, позволяющими по комплексу оценить уровень мастерства. Современными знаменитыми мастерами пигуацюань являются Ма Инда из провинции Ганьсу и Хань Цзюньюань из провинции Хэбэй.

В реальном рукопашном бою пигуацюань следует принципу "законы (то есть законы кулачного искусства) и формы (то есть приемы) совместно пронизывают насквозь, тело (укрепление тела) и использование (боевая техника) тренируются параллельно", благодаря чему и является одним из подразделов стиля тунбэйцюань ["кулак сквозной подготовки"]. В его приемах велика прикладная направленность, в основном стараются скоростью побить медленность, длинным покорить короткое, поперечно отводить и бить по диагонали, уклониться от атаки и нападая победить. Однако если злоупотреблять принципом "длинноты", часто не возвращаться, то противник сможет легко поймать момент и проникнуть внутрь, потому-то в пигуацюань помимо резкой рубки и жесткого подвешивания, больших раскрываний и больших смыканий еще прорабатывают "силу накатывания", перераспределяя усилие по окружности, изменяя прием и двигаясь, накатываясь без остановок, пронизывая единым, в точности как описано у Ци Цзигуана: "нет приемов нет подпорок - будет только раз, возникли пиремы и подпорки - вот тебе уже и десяток". В режиме тренировок обычно придерживаются принципа "медленно возводить каркас, быстро проводить приемы". От проработки базовых форм, урегулирования силы и ци, переходят к тренировке комплексов, затем - к проработке применения приемов, шаг за шагом и постепенно добиваясь того, что таолу и саньда сплавляются воедино.

В истории были люди, путавшие пигуацюань и тунбицюань ["кулак выброса силы сквозь руки"]. Это происходило во первых, из-за того, что иероглиф "рука" имеет два чтения - "бэй" и "би", что позволяет путать его с иероглифом "подготовка", который также читается "бэй"; во-вторых, и там и там обе руки перекрестно рубят, удары идут на максимально длинную дистанцию. Однако эти два стиля различаются не только по технике и законам, основное различие - в манере использования силы. Пигуа - это резкая рубка и жесткого подвешивание, быстрые удары и скорые возвращения; тунби - это жесткое и мягкое проходящие друг сквозь друга, в этом стиле прорабатываются такие принципы как "запястья как вата, локти - цветы", "плечи - как прялка, поясница - змея", "за рукой идет рука", "прилип к человеку и выбросил силу". Но естественно, что между стилями неизбежны сравнения и перенимания достоинств, и некоторые люди говорят "сила цанчжоуского пигуа тунби", отражая именно этот межстилевой обмен.

Мы знаем, что в процесе поиска и упорядочения [прим.перев. - лозунг Госкомспорта КНР по отношению к ушу] в каком-либо виде кулачного искусства лучше всего обращать внимание на его целостность и систематичность, дабы предоставить потомкам целостное достояние культуры; при изучении кулачного искусства также ничто не заменит тщательного изучения нескольких таолу или даже отдельных движений. Следует тщательно прорабатывать базовые техники и постепенно прояснять законы силы и технических методов - таков путь строгого и полноценного изучения.

Hosted by uCoz