Танланцюань - это один из важнейших стилей среди возникших и развившихся на севере нашей страны. После Освобождения следуя быстрому развитию спортивного ушу этот стиль распространился особенно широко. Его восхвалают во всех уголках нашей страны и многих странах мира (в Юго-Восточной Азии, Японии, США, Западной Европе), всё болеьшее число людей приступает к тренировкам танланцюань. Однако исходные таолу танланцюань идут через третьи руки, постоянно изменяются тренирующимися, и в результате появляются новосоставленные таолу танланцюань (в том числе с оружием и парные), замутняющие манеру, особенности и технику стиля и искажающие исходный облик танланцюань. Очищение некоторых элементов - важный элемент преемствования и развития этого стиля. Авторы на основе более чем 60-летнего опыта преподавания и исследования танланцюань (85-летний господин Ли Чжаньюань), а также систематических тренировок и изучения цисин танланцюань, мэйхуа танланцюань и люхэ танланцюань (член первой национальной сборной по ушу инженер Лю Сунси) излагают собственное видение некоторых вопросов, и просят критиковать и исправлять.
Взгляд на танланцюань как на подражательный стиль пошел с конца 60-х годов нашего века. Создатели новых комплексов танланцюань, гонясь за художественным эффектом, соединили движения и образ действий насекомого-богомола в одно целое с методами действий корпусом, посредством выбросов мягкой силы сформировав подражание богомолу, чем обогатили его внутреннее содержание и несомненно оказали положительное воздействие на развитие танланцюань. Однако именно отсюда пошло мнение о том, что "танланцюань - это подражательный стиль", которое распространяется всё шире и шире. В "годы страданий" [прим.перев. - имеются в виду годы Великой пролетарской культурной революции (1966-1976)] ради получения высоких баллов на соревнованиях и достижения художественного эффекта стиль богомола шёл в рубрике "подражательные стили", всё больше и больше превращаясь в "танец богомола". В результате не знакомые с сутью танланцюань люди полагали, что это и есть традиционные таолу танланцюань, а некоторые даже выделяли танланцюань в отдельный вид соревнований среди традиционных таолу подражательного направления.
Авторы полагают, что танланцюань не является подражательным стилем. Их аргументы таковы:
1.Если посмотреть на развитие боевой техники, то нетрудно увидеть, что многие стили несут на себе отпечатки каких-то явлений или даже созданы путём подражания чему-то. Примерами могут служить широко распространённые и древние синъицюань, шаолиньцюань, тайцзицюань, тунбицюань, но мы же ведь не называем все подобные виды ушу "подражательными"?
2.Из описания методов тренировки танланцюань известно, что в этом стиле руководствуются принципом "тренировать лишь смысл, а не изучать форму". Важнейшими особенностями техники, порождёнными подражанием богомолу, являются ловкость и проворство, с которыми насекомое-богомол своими ножеподобными конечностями хватает предметы, добывание победы мастерством, сила содержащаяся в быстроте. Идеология атак и защит строится на таких методах действий руками, как гоу [цеплять крюком], лоу [заграбастывать], цай [срывать], гуа [подвешивать], нянь [липнуть], чжань [приклеиваться], те [наклеивать], као [опираться], бэн [обрушивать], пи [рубить], тяо [вспарывать], чун [пробивать] и цза [разбивать], важнейшим является реальная применимость техник, упор делается на прикладную тренированность, а не аляповатость и красоту, и уж тем более не стремятся добиться максимальной похожести на насекомое-богомола. Из традиционных таолу танланцюань ясно видны такие особенности его манеры, как бесхитростная простота, быстрота жёсткой силы, живая многоизменчивость, что коренным образом отличается от новосоставленных таолу танланцюань.
3.Если мы посмотрим по запискам о кулачном искусстве названия движений в 46 таолу без оружия и нескольких десятках таолу с оружием, то увидим, что терминов, сохранивших в себе названия каких-либо вещей (в особенности слово "богомол") почти нет. Например, в мэйхуа луцюань [комплекс "кулак грохочущего колеса" стиля мэйхуа танланцюань] и в чжайяоцюань [синтетический комплекс "кулак важнейших выдержек"] среди 38 движений одного и свыше сотни - другого, связанных с богомолом названий движений у первого - лишь одно, а у второго нет совсем; люхэ гунь ["шест шести координаций"] - важнейшее таолу с оружием в системе танланцюань, среди 360 его движений почти не найти названий с иероглифами "танлан". Такое несоответствие формы и названий - вовсе не случайное явление, и тем более не свидетельство невежества составителей или скудности их терминологии, его причина в том, что таолу делались не ради подражания, а ради прикладной применимости. Так что древние творили не подражая форме, а постигая сущность.
4.Традиционный танланцюань по своей манере коренным образом отличается от новосоставленных комплексов. В танланцюань есть две формы тренировки: на явную силу (выброс силы на один цунь) и на тайную силу (мягкая сила). Подавляющее большинство учителей делает упор на первую, считая, что выброс тайной силы относится к этапу натренировывания методов действий корпусом и концентрации ци в выбросе силы. Если собственными глазами взглянуть на выступления старых учителей (таких, как Хэ Бинь или Ли Чжаньюань из Циндао провинции Шаньдун) с их резкой силой и мощными формами, а затем сравнить с новосоставленным танланцюань, то ясно видно, что они отличаются как небо и земля, словно это - два разных стиля. Поэтому принимать "утративший истину" новосоставленный танланцюань за традиционный, и именовать всё скопом "подражательным стилем" - вещь совсем не подобающая. Подражательным надо называть первый - вот тогда имя соответствует содержанию. Авторы полагают, что надо провести ревизию танланцюань, иначе он покинет этот мир вслед за старыми мастерами, "ложное рассеет истинное", похоронив сущность этого стиля. Посредством изысканий и упорядочения отделить новосоставленное от традиционного, реставрировать истинный традиционный танланцюань - вот единственно верный путь.
В процессе развития танланцюань сформировались направления со своими особенностями. Однако после возникновения новосоставленного танланцюань для них было придумано немало удивительных названий. Из направлений, описанных в трактатах по ортодоксальному танланцюань, важнейшими являются цисин танланцюань, мэйхуа танланцюань и люхэ танланцюань. Цисин танланцюань вышел из цисинцюань ["кулак семи звезд"], делает упор на использовании "цисинши" ["позиция семи звезд"], смысл названия в том, что в важнейших боевых техниках в нём используют семь частей тела - голову, плечи, локти, кулаки, бёдра, колени и стопы. Особенности его движений: жёсткое и мягкое взаимно опираются, жёсткий - но не грубый, мягкий - но не слабый. Мэйхуа танланцюань происходит из мэйхуацюань ["кулак сливы мэйхуа"], делает упор на использовании "мэйхуабу" ["шаг сливы мэйхуа"], говорят, что "богомол мэйхуа - на стволе и ветках сливы", искусно использует жёсткое. Эти два течения в тренировочных методах и особенностях техники полностью совпадают, словно идут по одной колее. Сейчас некоторые называют цисин танланцюань "жёстким богомолом" или "богомолом архатов", утверждая, что для него характерна жёсткая сила, а мэйхуа танланцюань - "богомолом тайцзи", утверждая, что для него характерна мягкая сила, что не соответствует действительности. Эти люди из анализа начертания иероглифов выводят особенности техники, ну а так как в новосоставленном танланцюань во главу угла ставят иероглифы "мэйхуа", то отсюда искажается и истинный смысл танланцюань; некоторые на основе того, что в танланцюань есть две формы тренировки - явной силы и тайной силы - утверждают, что у цисин танланцюань и мэйхуа танланцюань различная манера. Правильное разъяснение по этим вопросам дано в сборнике методических материалов "Ушу", выпущенном Народным спортивным издательством в 1978 году.
Люхэ танланцюань - это иное направление, сильно отличающееся от двух вышеописанных, в нём делают упор на внутренние три координации и внешние три координации. Техника таолу и названия здесь свои. Ещё говорят про дигун танланцюань ["кулак богомоя боя с земли"], и действительно, в кулачных трактатах такой термин встречается. Представитель седьмого поколения мастеров мэйхуа танланцюань господин Сун Цзыдэ на базе особенностей техники дитанцюань ["кулак боя с земли"] создал комплекс чжайяоцюань. Так как в танланцюань есть шесть таких таолу, а этот стал дополнительным, то его называют седьмым таолу чжайяоцюань. Таким образом, от цисин танланцюань и мэйхуа танланцюань этот стиль отличается одним-единственным таолу. Этот стиль ещё называли дигун чжайяоцюань и дигун танланцюань. С точки зрения развития, созданный господином Сун Цзыдэ комплекс выделяет новое направление в танланцюань, и в этом есть свой смысл. Но в настоящее время это только таолу, а не стиль.
В статье мы неоднократно говорили о новосоставленном танланцюань. Поясним ещё раз: мы поддерживаем творчество в ушу, ибо косность приводит к топтанию на месте, ушу должно постоянно отфильтровываться обществом. В любом стиле есть творившие мастера, у любого мастера есть свои оригинальные вещи. Но их творчество основано на протренировывании сути древних таолу, на отборе достоинств и отбрасывании недостатков, оно не является смешиванием всего подряд. Такие вещи следует пресекать и сосредотачиваться на традиционных таолу. Дорожить изначальными традиционными таолу и ценить свои творческие успехи - вот реалистичный научный подход.