Ли Цзин
из Пекина

Начальное изучение бацзицюань

"Улинь" N3/84

 

перевод с китайского (C) С.Л.Березнюк

 

Среди многообразия школ ведения боя нашей страны известный благодаря богатырской жесткой манере и особой технической специфике бацзицюань является одним из важнейших стилей Севера. В последнее десятилетие спортивные средства массовой информации уже представляли этот стиль, но недостаточно исчерпывающе. Я прошу мастеров прежних поколений и господ коллег высказать свое мнение по поводу начального исследования, написанного мною на основе многолетнего личного опыта тренировок под руководством учителя.

Исследование истоков бацзицюань

Бацзицюань был передан странствующим монахом при династии Цин в годы правления под девизом "Канси". Согласно сообщаемому стилевыми хрониками, монах-первоучитель передал его роду У Чжуна из деревни Хайфэнчжуан провинции Шаньдун. У Чжун, прозывавшийся Хунцзи, мусульманин по национальности, родился на 51-й год правления под девизом "Канси", покинул мир на 7-й год правления под девизом "Цзяцин", прожив 90 лет.

У Чжун, 10 лет изучав искусство у странствующего монаха, постиг суть необходимого в бацзицюань. Через два года после ухода монаха пришел один из его учеников, чтобы обучить У Чжуна действию большим копьем и вручить ему свиток с разъяснением секретов бацзицюань. После этого воспринятое У Чжуном искусство стало глубочайшим. В годы правления под девизом "Юнчжэн" У Чжун лично трижды врывался в монастырь Путянь Шаолинь, что в уезде Юнчжоу провинции Фуцзянь, ночью прорвался до Зала Архатов и ловкостью добыл хвост рыбьего ущелья, не получив ни царапины благодаря своему высокому боевому мастерству.

Из всех видов оружия У Чжун лучше всего натренировал красное копье шести координаций. Красное копье шести координаций - это метод действий копьем, бытовавший в краснокурточных войсках. Рассказывают, что в годы правления под девизом "Юнчжэн" У Чжун прибыл в Пекин и мерялся силами с Ван Юньти из Сюньцзюня, к концам палок был привязан мел; в результате ударов мел облепил лоб Юньти, а тот абсолютно ничего не почувствовал. С той поры У Чжуна прозвали "У - Волшебное Копье". Как говорили в то время, "от Нанкина до Пекина большое копье - это У Чжун".

У Чжун передал кулачное искусство бацзицюань своей старшей дочери У Жун и сыну У Юну. От У Жун бацзицюань был передан в Мэнцунь, что в Хэбэе. С тех пор бацзицюань широко распространился в окрестностях Мэнцунь. Сегодня Мэнцуньский мусульманский автономный уезд - это знаменитая на весь Китай "родная деревня" бацзицюань. В уезде свыше сотни селений, и в каждом есть тренирующие бацзицюань. Так как у бацзицюань очень боевой характер, учителя кулачного искусства рассматривают его как "фамильное кулачное искусство" и очень им дорожат. Поэтому, хотя есть очень много семей, занимающихся бацзицюань, очень многие учителя бацзицюань обучают учеников, но до сих пор действует правило, гласящее: "искусство нельзя передавать просто так".

Бацзицюань в основном распространен на севере Китая, помимо Мэнцунь много занимающихся этим стилем есть в Тяньцзине, Пекине, провинциях Гирин и Ганьсу. В конце династии Цин представитель пятого поколения мастеров бацзицюань, знаменитый учитель Волшебное Копье Ли Шувэнь и прямой наследник клана У - У Сюфэн - впервые принесли это кулачное искусство в Тяньцзинь. Затем лучший ученик Ли Шувэня - Хо Дяньгэ - был в Тяньцзине приглашен к объявленному императором Айсиньгиоро Пуи, и когда Пуи бежал в Чанчунь, то Хо Дяньгэ последовал за ним. Хо Дяньгэ и его племянник Хо Цинъюнь приложили большие усилия к распространению бацзицюань на Северо-Востоке, и бацзицюань пустил на Северо-Востоке корни и расцвел. Тот бацзицюань, что имеется в окрестностях Ланьчжоу в провинции Ганьсу, идет от знаменитых мастеров ушу из Цанчжоу - братьев Ма Фэнту и Ма Инту.

От годов "Канси" до наших дней в бацзицюань сменилось уже десять поколений, среди которых было очень много знаменитых людей. Из проявляющих сегодня активность на боевой арене нашей страны известных учителей бацзицюань можно вспомнить У Ляньчжи и Ли Лянчэня из Мэнцунь, Хо Цинъюня и Ци Дэчжао с Северо-Востока, Ли Цзаньчэня из Шаньдуна, Ма Сяньда и Ма Минда из Ланьчжоу.

В связи с этим ветвлением учитель Ван Хуашунь рассказывал, что в конце династии Цин стиль от знаменитого цанчжоуского учителя Ван Чжунцюаня первоначально был передан в деревню Ваньчжуан уезда Аньци провинции Хэбэй. Ван Чжунцюань был родом из деревни Чжанцитунь, обучался вместе с Волшебным Копьем Ли Шувэнем в школе бацзицюань "героя четвертого поколения" Хуан Сыхая. В семье Ван Чжунцюаня передавался по традиции шаолиньцюань, и взявшись позднее за бацзи он быстро достиг успехов. В последние годы династии Цин его старший брат Ван Чжуншань преподавал в столице бой на шестах. Ван Чжунцюань по причине тяжелой жизни отправился в столицу искать прибежища у брата. Однажды, отправившись из столицы в родные места навестить родственников, он простудился и застрял в деревне Ваньчжуан, где местный житель Ван Хуашунь пригласил его к себе. Ван Хуашунь искренне ухаживал за Ван Чжунцюанем, и растроганный Ван Чжунцюань после выздоровления отплатил Ван Хуашуню не меньшим благодеянием, сделав того "учеником внутренних покоев". Ван Чжунцюань, помимо полностью переданного Ван Хуашуню собственного искусства бацзицюань, еще обучил его передававшейся внутри семьи техника шеста Яньло [прим.перев. - "раджи-Ямы", т.е. шест Владыки Ада]. Ван Хуашунь учился у него много лет, и после смерти шифу получил семейные хроники и трактаты по искусствам кулака и шеста. Позднее, усердно их проработав, он постиг суть бацзицюань и методов действий шестом, и получил прозвище "Князь больших палок к югу от Столицы". В конце жизни он решил передать полученное мастерство дальше, открыл преподавание, и в результате бацзицюань смог пустить корни и расцвести в местностях южнее столицы.

Содержание бацзицюань

Смысл термина "восемь пределов" - это "самые удаленные места". В книге "Хуайнань-цзы" в "Свисающих поучениях" говорится: "Меж небом и землей есть девять областей и восемь пределов", а также "за девятью областями есть восемь удалений, за восемью удалениями есть восемь связок, за восемью связками есть восемь пределов". Гао Сю разъясняет: "Удаление - это когда далеко", "связка - называется так, чтобы показать соединение неба и земли". В "Истории династии Поздняя Хань" в "Записях об императоре Чжао-ди" сказано: "Широкие связки больших дорог - аж до восьми пределов".

Смысл кулачного искусства восьми пределов таков: при действиях руками по четырем сторонам и восьми направлениям можно достичь самых удаленных мест. В поговорках бацзицюань говорится: "Вначале были восемь пределов успокоившие Поднебесную, затем был Великий Предел установивший цянь и кунь". Смысл таков: бацзицюань жестко-яростен и силен атакой, тайцзицюань оседающе-стабилен и силен защитой. Но хотя в бацзицюань приемы свирепые и сила жесткая, слишком жесткое легко ломается. Поэтому, хотя при занятиях бацзицюань и тренируют жесткие приемы и свирепую силу, но при этом прорабатывается трение ради замедления, инь и ян останавливаются - ци и сила непрерывны. Внутри тренировкой ци можно достичь самоусовершенствования, внешне тренировкой жесткости можно достичь укрепления тела.

В сравнении с другими школами кулачного искусства бацзицюань предельно краток и рафинирован. Его таолу: "малые подпорки бацзи", "кулак восьми пределов", "шесть больших раскрываний", "восемь больших приемов". Из оружия есть только меч-дао, копье, меч-цзянь и шест. Таолу с оружием: с мечом-дао - "колыхающийся меч Тай-гуна", с копьем - "красное копье шести координаций", с мечом-цзянь - "меч темного острия белых облаков", с шестом - "дубина странника".

"Малые подпорки бацзи" - это важный цзибэньгун бацзицюань, одиночно тренируемое таолу. Комплекс короткий и истинно дерзкий, во всем комплексе около двадцати движений. Но его содержание предельно богато, в нем есть все виды техники - удары, техники локтей, обвязывания, опирания, обматывания. Из каждого движения можно "по части узнать о целом", вариации безграничны. Поэтому "малые подпорки" легки в изучении и тренировке, имеют большое боевое значение, являются сутью бацзи.

"Кулак восьми пределов" также называют "большие восемь пределов", исходные названия - "одиночное собирание", "малые предельно управляемые приемы", "противопересечения восьми пределов". Этот комплекс предназначен для парной тренировки бацзицюань, но им можно заниматься и в одиночку.

"Шесть больших раскрываний" - это одиночно исполняемые техники бацзи: укол, обхват, поднимание на плечо, поднимание, приподнимание на локтевой сгиб и обматывание. Эти шесть иероглифов соответствуют шести видам действий руками. Шесть видов действий руками - это "методы открываний". "Шесть больших раскрываний" еще называют "шесть пробиваний", имея в виду пробивание врат противника. Поэтому бацзи еще называют "каймэнь" ("раскрывание врат"). Каждый из этих шести видов "методов раскрываний" можно многократно тренирвоать - на месте, либо в передвижении - не сковываясь размерами площадки. Каждая техника имеет большое боевое значение, они относятся к важнейшим боевым техникам бацзицюань.

"Восемь больших приемов" - это техника поединка бацзицюань. Это то же искусство, что и "шесть больших раскрываний", но достигнутое другими средствами. Их можно совмещать, но нельзя разделять. Техники "восьми больших приемов" таковы:

  1. Три касания руками Янь-вана
  2. Свирепый тигр жестко карабкается в гору
  3. Встречно трижды не обратить внимания
  4. Князь-узурпатор жестко сгибает поводья
  5. Встречное блокирование и ладонь обращенная к солнцу
  6. Жесткое раскрывание врат слева и справа
  7. Парный захват когтей желтой иволги
  8. Стоя на месте нанести пушечный удар сквозь небо

Когда бацзицюань был передан сыну представителя пятого поколения "Железной прилипающей ладони" У Хуэйцина - У Сюфэну, этот древний стиль вновь сильно развился. У Сюфэн, добавив к исходному содержанию бацзицюань особенности других стилей, создал очень много новых таолу, сделав шестьдесят четыре боевые техники воистину прекрасными.

Суть требований к технике бацзицюань

С точки зрения особенностей техники, бацзицюань присущая особая манера. Помимо часто встречающихся в ушу ударов руками и ногами есть очень много атакующих с дистанции вплотную техник корпуса и рук. С более тяжелым противником применяют принцип "он не движется - я не двигаюсь, он чуть двинулся - я двинулся первым". Первым делом надо спровоцировать противника на прием, после чего обрушивающимся раскрыванием накатиться с наступлением, мощно раскрыть врата противника и тут же с дистанции вплотную применить прием. В бацзицюань очень сильно прорабатывают техники локтей, есть поговорка: "кулачные методы бацзи сильны локтями". Примерами наиболее часто применяемых методов действий руками бацзицюань являются "жестокий локоть", "жестокая ладонь", "удар бедром", "разрубить гору и опереться". Разбивающие в пух и прах приемы бацзицюань обязательно должны непрерывно следовать на трех уровнях, лишь тогда можно одним движением достичь успеха. Существуют рифмованые правила техники каймэнь бацзи:

Удар вверху грабит облака и поднимает точки,
Средний удар - близкое проламывание и тесное опирание,
Удар внизу мешает корню и захватывает корень.

Бацзицюань в бою присущи мощная свирепость тигра и осевшая стабильность медведя; из силы самая важная - жесткая, именуемая "взрывной выброс силы". Взрывной выброс силы бацзицюань во всех техниках одинаков. Особенности выброса силы таковы: движение подобно стрельбе из лука, выброс - взрыву, форма движется - дух следует, быстрота - как у молнии. Потому взрывной выброс силы столь велик, он связан с перемещениями бацзицюань. "Трущий шаг" и "шаг топчущего растаптывания" - вот источник выброса силы, есть поговорка: "сила начинается в пятках, выбрасывается поясницей, пронизывает кончики пальцев". Каковы бы ни были техники рук - тренируемые в таолу или используемые в бою - нужно стремиться, чтобы выброс силы был полным и базировался на этих трех пунктах.

Из боевых техник рук в бацзицюань прорабатывают "на цунь пресечь - на цунь схватить", "жестко схватить и жестко ударить", протиснуться, воткнуть, теснить, опереться, обрушиться, шатнуть, прорвать, ударить. Учитель Ван Хуашунь устно передал восьмииероглифный секрет: первое - цунь, второе - обертывание, третье - поднимание, четвертое - поднимание на локтевом сгибе, пятое - втыкание, шестое - заграбастывание, седьмое - жесткость, восьмое - бросание.

Девять требований к корпусу в технике бацзицюань:

  1. Мысли мелкие, корпус прямой.
  2. Расслабить плечи и опустить ци.
  3. Внешне квадратный - внутри круглый.
  4. Вобрать грудь и выпятить макушку.
  5. Встряхнуть бедрами и сомкнуть поясницу.
  6. Руки и ноги взаимно следуют.
  7. Ци и сила пронизывают насквозь.
  8. Три уровня непрерывно атакуют.
  9. Мысль охраняет даньтянь.

Шесть запретов техинки бацзицюань: первый - ци, второй - торопливость, третий - шаблонность, четвертый - разрывы, пятый - разбросанность, шестой - нерешительность.

Хотя внезапный взрывной выброс силы и обертывающее наступление на дистанции вплотную и являются достоинствами техники бацзицюань, но у них есть и недостатки - из-за внезапности наступлеиня трудно быстро отступить с защитой. Поэтому мастера бацзицюань прежних поколений на основе своего опыта для восполнения недостатков много тренировали пигуацюань, свирепыми рубками и жесткими подвешиваниями нанося удары с дальней дистанции, а затем приближаясь с приемами. В мире ушу есть поговорка: "к бацзи добавил пигуа - и не боишься ни бога, ни черта".

Из методов действий корпусом в бацзицюань прорабатывают "заблокировать руки и наступать сбоку", много разворотов с распрямлением, мало лобовых атак. Покой - объемлешь круг и сохраняешь единость, движение - взрываешься раскатами грома. Секреты атаки руками таковы: наступаешь - выброс, отступаешь - стабилен, корпус не бросает фронтальных врат, ноги не заняты пустым накопительством; взгляд не поймал цель - кулак не ударит в нужное место.

Так как в технике бацзицюань основное - плечи, локти, бедра и колени, выбросы приемов резкие и свирепые, то легко можно поранить человека, поэтому тренирующий бацзицюань должен быть очень осторожен при тренировке с другим человеком. Мастер прежнего поколения Волшебное Копье Ли Шувэнь очень хорошо дрался, и очень много знаменитых мастеров ушу погибло от его рук. В первый год Китайской республики в Тяньцзине один мастер вызвал Ли Шувэня на бой, Ли Шувэнь применил прием "жестокий тигр возвращается в горы" и убил того. Сейчас времена другие, и бацзицюань можно использовать лишь для оздоровления, а не для драки. Тренирующийся должен почитать учителя и повышать удэ.

Формы шагов и перемещения бацзицюань

Перемещения бацзицюань: "трущий шаг", "шаг топчущего размалывания" и "разворот с растаптыванием"; из форм шага важнейшей является "форма 4-6", про которую еще говорят "будин, буба, бугун, бума" ["не динбу и не бабу, не гунбу и не мабу"]. Поговорка кулачного искусства гласит: "мысли мелкие, корпус прямой, пальцы крепко вцепились в землю, слегка согнуть колени и чуть присесть, расслабить бедра легко скручиваясь в пояснице, локти координируются с коленями, можно броситься в любом из восьми направлений".

В народе говорят: "бацзи, бацзи - цзяо бу ли ди" ["бацзи, бацзи - ноги не отрываются от земли"], имея в виду, что в бацзи нет пробежек, перепрыжек, прыжков и скачков, а есть только "трущий шаг" вперед и "топчущее размалывание". Потому-то и столь велик выброс силы, что он не отделим от этих двух видов перемещений.

Hosted by uCoz