Цзинь Чэнмао, Чжан Давэй, Хун Чжитянь, Чжун Хаймин
- все из Пекина

Девять ветвей

"Улинь" №7/84

 

перевод с китайского (C) С.Л.Березнюк

 

Чоцзяо ("втыкающиеся стопы") ещё называют девять ветвей, так как всего там девять танов; первые четыре тана — это белая змея высовывает язык, последние четыре - жёлтый орёл хватает и тянет. Их движения разворачиваются на большом пространстве с резкой и жёсткой силой. Во всём таолу нет фиксированных позиций, шаги и удары ногами следуют непрерывно.

В ушу говорят: "на юге — кулаки, на севере — ноги", ну а чоцзяо называют "героем северных ног", в его боевой технике на первом месте стоят ноги. Если натренировать ноги, то "пять первостихий легки, шесть координации установлены, приёмы быстры, наступления и отступления ловки". При тренировке ног прорабатывают восемь методов; сянь ("приподнимать"), бай ("взмахивать"), цянь ("вперёд"), хоу ("назад"), дянь ("бить в точку"), цюань ("окружать"), ча ("проверять") и цунь ("не выше одного цуня"). Всего есть восемнадцать базовых методов действий ногами: шицзытуй ("скрестный удар ногой"), инмяньтуй ("встречный удар ногой в лицо"), байляньтуй ("нога, раскрывающегося лотоса"), лихэтуЙ ("мах ногой внутрь"), доцзытуй ("топающая нога"), цзюэцзытуй ("лягающаяся нога"), дэнцзытуй ("толчковый удар ногой"), хуапаньтуй ("нога, сворачивающая цветы"), хоубайтуй ("нога взмахивающая сзади"), пяньсяньтуй ("косо поднимающаяся нога"), цуньтуй ("нога бьющая не выше одного цуня"), цотуй ("трущая нога"), чатуй ("проверяющая нога"), чжуантуй ("сталкивающая нога"), пайтуй ("вышибающая нога"), тиси дяодяньтуй ("поднять колено и из подвешенного положения ударить в точку"), цзюфань юаньянтуй ("девятикратно переворачивающаяся нога утки-мандаринки") и юйдай ляньхуаньтуй ("непрерывные удары ноги нефритового пояса"). Их называют "явными ногами". Есть ещё "тайные ноги": чжуайляньтуЙ ("нога вытягивания лотоса"), цюаньдянътуй ("нога окружения и удара в точку")и цзанхуатуй ("нога спрятанного цветка"). Говорят, что живший при династии Сун человек по имени Дэн Лянъань создал девять правил, впоследствии дошедших до Чжоу Туна и Юэ Фэя.

Знаменитый мастер ушу господин У Биньлоу при жизни преподавал девять танов чоцзяо (без деления на гражданские и военные). В данной статье описывается второй тан. Ныне, исходя из духа поиска и упорядочения традиционного ушу мы в соответствии со старыми трактатами упорядочили это традиционное таолу и предоставляем его коллегам из мира боевых искусств, а также широким массам любителей ушу для изучения и проработки.

Разъяснение движений второго тана девяти ветвей

I.Позиция готовности: корпус вертикален, руки свешиваются по бокам, кулаки легко сжаты (рис. 1).

II.Диагоналъно повёрнутый корпус в разноимённом шаге:

1.Левая нога шагает вправо-вперёд, одновременно руки взмахивают влево-вверх до уровня плеч (рис. 2).

2.Правая нога проходит вокруг левой и опускается слева-спереди, образуется правая гайбу. Одновременно руки взмахивают вниз и вправо-вверх до уровня плеч. Взгляд следует движению кулаков (рис. 3).

З.Движёние не прекращается. Левая нога шагает поперёк влево, ноги расставляются чуть шире плеч, левая нога упирается в землю передней частью подошвы образуя левую чодинбу. Одновременно руки взмахивают вниз и влево-вверх до уровня плеч. Кулаки обращены ладонными сторонами вверх, правый кулак расположен перед левым плечом. Смотреть на левый кулак (рис. 4).

III.Правое перетаскивающее затягивание в чодинбу:

1.Левый кулак не двигается, правый кулак идёт вниз и отшвыривается к внешней стороне правого бедра.

2.Используя левую подошву в качестве оси вращения корпус поворачивается на 90 градусов влево. Одновременна правый носок натягивается на себя и пинает влево-вперёд выполняя скрестный цуньтуй. Одновремено с этим правый кулак взмахивает вверх (передняя поверхность кулака задрана вверх). Левый кулак разжимается в ладонь, рука поворачивается вокруг своей оси наружу, переворачиваясь в запястье, и останавливает правую руку справа-спереди. Смотреть на правый кулак (рис. 5).

З.Корпус поворачивается на 90 градусов влево, правая стопа опускается на землю образуя чодинбу. Одновременно используя локоть в качестве оси вращения правый кулак идёт по кругу изнутри наружу, переворачиваясь с разбиванием, кулак обращён ладонной стороной вверх. Смотреть на правый кулак (рис. 6).

IV.Белая змея высовывает язык: ноги не двигаются, кулаки разжимаются в руки-щипцы (большие и указательные пальцы разведены, остальные подогнуты), правая рука поворачивается вокруг своей оси наружу, накрывая запястьем вниз. Одновременно корпус поворачивается на 90 градусов вправо, левая рука вдоль внешней стороны правого предплечья пронизывает вперёд (рис. 7). Движение повторяется трижды.

V.Рука вращающегося облака и левая чодинбу: используя правую подошву в качестве оси вращения вес тела смещается вперёд, корпус поворачивается на 90 градусов вправо. Одновременно левая нога наносит цуньтуй вперёд. После постановки на землю пятка поднимается наружу образуя чодинбу. Одновременно с этим левая рука-щипцы сжимается в кулак и бьёт влево на уровне плеч, правая рука-щипцы сжимается в кулак, от правой стороны поясницы идёт вправо-вперёд и затем влево, выполняя "руку вращающегося облака" и возвращаясь к левой стороне груди. Смотреть на левый кулак (рис. 8).

VI.Отступить в море с десятью громами: левая рука сгибается в локте вниз возвращаясь к левому боку, кончик локтя направлен влево; одновременно правый кулак от левого бока идёт по полукругу вправо, вперёд и влево, останавливаясь перед левым плечом (рис. 9-1).

Продолжая движение правый кулак от левого плеча возвращается к правой стороне поясницы; одновременно левый кулак следуя возвращению правого кулака вокруг правого предплечья наносит прямой удар влево на уровне плеч (рис. 9-2). Движение повторяется трижды.

VII.Шаг и инмяньтуй: левая нога делает шаг вперёд; левый кулак разжимается в ладонь и описывает вертикальный круг вперёд, вниз и назад, а затем рука сгибается в локте вверх, останавливаясь слева от головы, центр ладони обращён по диагонали вверх; одновременно правая рука с локтем в качестве оси вращения описывает круг от поясницы вниз, назад, вверх, вперёд и снова вниз, нажимая перед правым бедром, центр ладони обращён назад. Одновременно с этим правая нога выполняет встречный мах в лицо. Смотреть вперёд (рис. 10).

VIII.Шаг назад и юаньянтуЙ: правая нога, ставится на землю рядом с левой, левая нога тут же наносит поднимающийся удар назад. Одновременно левая ладонь идёт по полукругу сверху вниз и назад, ладонью хлопая по внутренней стороне левой ноги. Когда левая ладонь опускается к груди, правая ладонь от левого запястья пронизывает вперёд, подпирая справа от лба. Смотреть на левую ладонь (рис. 11-1, вид сбоку — рис. 11-2).

IХ.Сесть свернув ноги с парным прямым ударом сверху вниз: продолжая предыдущее движение левая нога идёт вниз (не ставясь на землю), проходит перед правой ногой и затем описывает круг снизу вправо-вверх и махом наружу влево-вниз. Тут же корпус поворачивается влево-назад, и когда левая нога ставится на землю, то ноги сгибаются в коленях и приседают, образуя цзопаньши левая нога — вверху, правая — внизу. Одновременно ладони сжимаются в кулаки и сверху описав дугу идут вниз, нанося прямые вертикальные удары сверху вниз перед корпусом. Смотреть на кулаки (рис. 12-1, 12-2),

X.Правый тиси дяодяньтуй: руки сгибаются в локтях, кулаки возвращаются к пояснице (рис. 13-1). Продолжая движение встать, держа вес тела на левой ноге поднять правое колено, носок завёрнут внутрь, внешним ребром стопы нанести хлёсткий удар вперёд-вверх на высоту груди. Смотреть вперёд (рис. 13-2).

XI.Парным запечатывающим ударом пронзить уши: правая нога топающим движением ставится на землю. Тут же шагнуть левой ногой образуя левую гунбу. Одновременно кулаки идут вперёд, скрещиваясь перед грудью, затем разжимаются, ладони расходятся в стороны от плеч; тут же ладони идут вперёд и хлопают перед грудью. Смотреть на ладони (рис, 14-1, 14-2).

ХII.Отступить с парным сталкиванием: отступить левой ногой образуя правую гунбу. Одновременно ладони спереди расходятся к обеим сторонам поясницы, затем руки сгибаются в локтях, в результате чего ладони оказываются перед грудью, после чего вертикальные ладони толкают прямо вперёд на уровне груди, основания ладоней давят вперёд. Смотреть на ладони (рис. 15).

ХII.Нога-вилка и подпирание стропил:

1.Прямые руки отшвыриваются до предела назад-вниз, позади ладони сжимаются в крюки. Одновременно левая нога наносит цунътуй вперёд (рис. 16).

2.Левая нога идёт вниз (но не ставится на землю), используя правую стопу в качестве оси вращения корпус поворачивается вправо-назад, левая нога после поворота вновь наносит цуньтуй вперёд, после чего опускается на землю образуя левую гунбу. Одновременно ладони следуя повороту корпуса из скрещенного перед грудью положения расходятся в стороны, каждая описывает полукруг, после чего ладони вновь скрещиваются перед грудью запястьями, правая ладонь впереди, левая — сзади. Смотреть на ладони (рис. 17).

XIV.Отступить с тремя взвешивающими локтями:

1.Левая нога делает шаг назад, корпус немного поворачивается вправо, следуя повороту корпуса правая ладонь делает горизонтальное вытирающее движение вправо на уровне плеч; левая ладонь не движется, руки с силой чуть сгибаются в локтях. Смотреть на правую ладонь (рис. 18).

2.Правая нога делает шаг назад образуя левую гунбу. Одновременно корпус поворачивается на 90 градусов влево, следуя повороту корпуса бока прилагают силу, в результате чего ладони скрещиваются перед грудью (рис. 19).

З.Движение идентично рис. 18 (рис. 20).

ХV.Цзюфань юаньянцзяо: правая нога наносит назад цзюфань юаньянцзяо. Одновременно правая ладонь описывает полукруг влево-вниз и вправо, а затем назад, хлопая по внутренней стороне правой ноги. Смотреть на правую ладонь (рис. 21).

XVI.В листьях спрятать цветок:

1.Движение не прекращается. Правая нога опускается далеко сзади, тут же корпус поворачивается вправо-назад, одновременно левая ладонь поднимает вниз и вперёд-вверх, центр ладони обращён вверх, ладонь оказывается на уровне плеч. Правая рука сгибается в локте, ладонь останавливается над левым локтевым сгибом, центр ладони обращён вперёд (рис. 22).

2.Левая нога наносит таньти вперёд-вверх, на уровень рёбер. Одновременно левая рука поворачивается вокруг своей оси наружу, в результате чего центр ладони обращается наружу, а пальцы — вправо; правая рука поворачивается вокруг своей оси внутрь, кончик локтя направляется вниз, в результате чего правая ладонь, перевернувшись, оказывается над левым локтем, центр ладони обращён вверх. Смотреть вперёд (рис. 23).

XVII.Цзюфань юаньянтуй: левая нога ставится на землю впереди, одновременно корпус поворачивается вправо-назад, следуя повороту корпуса нанести назад цзюфань юаньянтуй. Движение идентично рис. 21 (рис. 24).

XVIII.Нога-вилка и рубка с затормаживанием:

1.Продолжая предыдущий приём правая нога, бьёт вправо-вперёд цуньтуй, после чего принимается мабу. Одновременно правая ладонь сзади идёт вправо-вперёд-вверх, подпирая-приподнимая, центр ладони обращён вверх; левая ладонь от груди нажимает вперёд-вниз, центр ладони обращён вниз (рис. 25).

2.Правая нога подскальзывает вправо-вперёд образуя позицию оседлавшего тигра. Одновременно правая ладонь спереди-сверху рубит вниз, тормозясь перед животом у левой руки, центр левой ладони примыкает к правому предплечью в районе локтя, основание правой ладони давит вниз. Вес тела на левой ноге, смотреть на правую ладонь (рис. 26).

XIX.Проломиться в гунбу с опиранием о рёбра: правая нога подшагивает вправо, левая нога приставляется к правой, правая нога вновь резко шагает вперёд образуя правую гунбу. Одновременно руки раскрываются, ладони расходятся вперёд и назад, правая ладонь — на уровне лба, центр ладони обращён вверх, левая ладонь — у левого бедра, центр ладони обращён вниз. Смотреть на правую ладонь (рис. 27).

ХХ.Оседлать тигра — сюйдинбу: левая нога скользит влево-назад, вес тела смещается на левую ногу, правая нога подтягивается влево-назад образуя сюйдинбу. Одновременно правая рука описав перед корпусом круг по часовой стрелке сжимается в кулак и возвращается к левому бедру, кулак обращён внутренним краем внутрь; левая рука снизу описывает полукруг влево-вверх, останавливаясь слева-вверху от лба, образуется позиция оседлавшего тигра. Смотреть вперёд (рис. 28).

XXI.Левый инмяньтуй: вес тела смещается на правую ногу которая затем выпрямляется, одновременно левая нога делает мах выполняя инмяньтуй. Одновременно с этим правый кулак снизу описывает полуокружность вправо-вверх и разжимаясь в ладонь приподнимает справа-сверху от лба; левый кулак сверху идет вправо-вниз и разжимаясь в ладонь нажимает у левого бедра, центр ладони обращён внутрь (рис. 29).

XXII.Мах ногой внутрь и толчковый удар ногой:

1.Левая нога ставится на землю на шаг впереди, правая нога наносит лихэтуй (т.е. сгибаясь в колене поднимается вверх, носок завёрнут внутрь, затем нога распрямляется и описывает круг влево, левая ладонь хлопает по правой подошве) (рис. 30).

2.Движение не прекращается. Используя левую подошву в качестве оси вращения, корпус поворачивается влево, согнутая в колене правая нога возвращается к животу и тут же от паха наносит толчковый удар назад, корпус горизонтален, руки разводятся в стороны, образуется позиция "ласточка". Подняв голову смотреть вперёд (рис. 31).

XXIII.Левый цзюфань юаньянтуЙ: продолжая предыдущий приём правая нога опускается на землю, после чего левая нога наносит назад цзюфань юаньянтуй, приём аналогичен XV (рис. 32).

XXIV.Грабящий шаг с разбиванием и тычком: продолжая предыдущий приём левая нога опускается сзади (не становясь на землю), тут же используя правую подошву в качестве оси вращения корпус поворачивается на 180 градусов назад. Затем левая нога делает шаг вперёд, одновременно правая нога наносит цуньтуй вправо-вперёд. Одновременно с этим правый кулак сверху рубит-разбивает вперёд до уровня глаз; тут же левая ладонь подставляется под правое предплечье (рис. 33).

XXV.Выдернуть ногу в чодинбу: движение не прекращается, нога наносит втыкающий удар назад, а затем опускается на землю образуя чодинбу, одновременно кулаки от груди отшвыриваются вниз к рёбрам; после этого правый локоть свешивается вниз (внутренний край кулака идёт первым), рука наносит перетаскивающий удар вправо-назад на уровне плеч; обращённый ладонной стороной вверх левый кулак возвращается к правому плечу, смотреть вправо (рис. 34).

XXVI.Выдернутъ ногу и подпереть с ударом: корпус поворачивается на 180 градусов вправо-назад, следуя повороту корпуса правая нога делает выдёргивающий шаг влево на расстояние чуть большее ширины плеч, левая нога образует сюйдинбу. Одновременно правый кулак идёт вниз и отдёргивается назад, подпирая справа-сверху от головы, левый кулак от груди наносит прямой удар влево. Смотреть на левый кулак (рис. 35).

XXVII.Ястреб буравит небо подняв одно крыло:

1.Корпус поворачивается на 180 градусов влево-назад, правая нога обойдя вокруг левой ставится на шаг позади левой, одновременно с поворотом корпуса левый кулак протыкает под правой подмышечной впадиной, правый кулак вспарывает над левым плечом (рис. 36-1).

2.Левый кулак из-под правой подмышечной впадины взмахивает влево, и оказавшись над левым плечом от груди накрывает вниз, кулак обращён внутренним краем к груди. Одновременно правый кулак сверху рубит вправо-вниз, рука тут же сгибается в локте, кулак возвращается к правой стороне поясницы будучи обращённым ладонной стороной вверх (рис. 36-2).

З.Движение не прекращается. Правый кулак от левого запястья идёт буравящим движением вверх, левый кулак прикрывает под правым локтем. Вес тела смещается на правую ногу образуя левую сюйбу (рис. 36-3).

4.Движение не прекращается. Правый кулак идёт вперёд-вниз, одновременно левый кулак идёт вверх, в результате чего руки перекрещиваются перед правой стороной груди, затем левый кулак по дуге возвращается к левой стороне поясницы; правый кулак идёт вправо, рука поворачивается вокруг своей оси наружу, кулак передней стороной наносит сваливающий удар вправо-вверх, останавливаясь справа-сверху от лба, кулак обращён ладонной стороной наружу (рис. 37).

XXVIII.Заключительная форма: левый кулак от левой стороны поясницы описывает небольшую дугу к груди, одновременно правый кулак от лба опускается вниз, в результате кулаки одновременно нажимают перед животом, кулаки противопоставлены и обращены ладонными сторонами вниз. Одновременно с этим левая нога отступает к правой. Смотреть влево-вперёд (рис. 38).

Требования к технике

Чоцзяо фаньцзы — это стиль "закрытых врат", в каждом движении на первом месте стоит 'прикрывание', то есть заворот стопы, заворот колена, прикрывание паха, прикрывание локтем, прикрывание рукой, подача плеча, поднимание бедра. Акцент делается на "атакуешь — вначале защитись", технические особенности можно обобщить восемью иероглифами: жёсткий, быстрый, резкий, непревзойдённый, жестокий, яростный, коварный и изменчивый.

В чоцзяо основное — тренировка ног, в технике ноги — первейшее. В технику ног помимо вышеперечисленных восемнадцати базовых ещё входят: разбивающий пинок, вспарывающий пинок, пинок внешней стороной, трущий пинок и проверяющий пинок. Техника рук описывается десятью иероглифами: давить, бить, цеплять, хватать, заграбастывать, сталкивать, отражать удар, блокировать, жёсткий и мягкий. Техники ладони: рубить, обмахнуться веером, хлопнуть, подвесить, раздавить, затянуть, воткнуть и столкнуть. Техники кулаков: поднимать, опускать, бить внешней стороной, переворачивать, буравить, поворачивать, горизонтальный и вертикальный. В технике есть разделение на явные удары и тайные удары. Явные удары — это удары, тайные удары — это броски. Их особенности: удар продолжается броском, руки и ноги движутся параллельно, ноги — первейшее. В перемещениях в основном используются юйхуаньбу ("шаг нефритового кольца"), хосебу ("шаг живой гармонии") и сешень аобу ("диагонально повёрнутый корпус в разноимённом шаге"). Методы действий всем телом: перегнуться, согнуться, скрутиться, повернуться, пробить, столкнуть, теснить, опереться, броситься, подскочить, прыгнуть, перескочить, увернуться, развернуться, взвиться, переместиться. Среди них особенно важны движения поясницы: перегнуться, согнуться, скрутиться, повернуться и опереться. Они полностью проявляются в таких методах, как "надуть поясницу", "накатиться корпусом" и "ударить плечом". Во взгляде — прорабатывают "взгляд следует ходу кулаков, глаза и кулаки движутся одновременно".

Ниже анализируются важнейшие технические методы второго тана девяти ветвей (в процессе применения приёмы следует изменять в соответствии с необходимостью, тренирующийся не должен связывать себя только приведённым вариантом).

1.Диагональю повёрнутый корпус в разноимённом шаге: всё тело должно быть расслаблено. Поясница, плечи, руки и перемещения должны согласовываться. Шагая нужно вначале подавать корпус вперёд и вызывать этим шаг. При тренировке уклон и перемещение должны быть полностью согласованы. В соответствии с рис.4 одновременно с зацепляюще-втыкающимся ударом левой стопы по внутренней стороне голеностопного сустава передней ноги противника руки наносят перетаскивающий удар по лицу или затылку. В этой технике бросок продолжается ударом.

2.Правое перетаскивающее затягивание в чодинбу: выполнить этот приём надо резко, взмахом правого кулака нанести сваливающий удар в лицо противника, одновременно левой рукой перетаскивая-пресекая его атакующую руку. Одновременно с движением рук правая нога наносит цуньтуй (передней частью подошвы) по берцовой кости или коленному суставу передней ноги противника.

3.Белая змея высовывает язык: в этой технике плечи должны быть подвижными, а руки — мягкими. При использовании левая или правая рука накрывает запястье атакующей руки противника, а другая рука (в форме "рука-змея": указательный и большой пальцы разведены, остальные согнуты) бьёт противника в горло. Выброс и возвращение руки должны быть быстрыми, словно змея высовывает язык.

4.Рука вращающегося облака и левая чодинбу: почти такая же техника, что и белая змея высовывает язык, только вместо "руки-змеи" левый кулак бьёт противника в лицо. Одновременно левая стопа наносит втыкающийся удар по ноге противника.

5.Отступить в море с десятью громами: накрывание правой рукой должно происходить в стабильной позиции, одновременно с накрыванием атакующей руки левый кулак делает резкий выброс внешней стороной, нанося рубяще-раэбивающий удар по лицу противника. При выбросе кулака надо произвести обрушивающий импульс.

6.Шаг и инмяньтуй, шаг назад и юаньянтуй, сесть свернув ноги с парным вертикальным ударом, правый тиси дяодяньтуй: это единое движение, непрерывная атака ногами. Вначале правая нога бьёт противника впереди, тут же ставится на землю обратно, используя ситуацию левым юаньянтуй ударить противника находящегося сзади. Не ставя ногу на землю с помощью байляньтуй отбить атаку слева; после поворота влево правым таньтуй ударить по диагонали вверх в низ живота или по рёбрам противника. Выполняя тиси дяодяньтуй надо сначала поднять ногу, и уж потом бить из подвешенного положения, таким образом легко запутать противника и удобно изменять технику; движение должно быть небольшим, таньти быстрый.

7.Парным запечатывающим ударом пронзить уши: вначале руки вспарывающим движением отбивают атаку противника, затем ладони схлопываясь наносят стискивающий удар по обеим сторонам шеи или рёбрам противника.

8.Нога-вилка и подпирание стропил: когда противник атакует в живот, этой техникой можно отблокировать руку и тут же с помощью цуньтуй ударить голень передней ноги противника; "подпирание стропил" в защите может применяться против рубящего удара, в атаке — для сталкивающего удара по рёбрам или животу.

9.Отступить с тремя взвешивающими локтями: этот приём используется в ближнем бою. Вначале правая рука отталкивает атакующую в лицо левую руку противника, и тут же следует отталкивание левым локтем, за счёт чего предплечьем или локтем наносится удар по животу или рёбрам противника.

10.Цзюфань юаньянцзяо, в листьях спрятать цветок: это непрерывная связка ударов ногами, когда противник нападает сзади, то вначале следует встречный юаньянтуй, и тут же с оборотом корпуса идёт "спрятанный цветок" — дяодяньтуй. Когда противник отступает, я тут же поворачиваюсь вправо и атакую с помощью юаньянуй. Применяя следует ударом вызывать шаг, шаг — удар, шаг идёт за шагом, удар следует за ударом, противнику трудно защищаться. В листьях спрятать цветок — это один из тайных ударов. Пример для левой ноги: вначале правой рукой войти в контакт с атакующим правым кулаком противника, тут же левой рукой приподнять правый локоть противника (в этот момент можно провести рычаг на правую руку или повернув ладони вокруг своих осей наружу раздвинуть атакующие кулаки) и сразу же внешним ребром левой стопы хлестнуть противника по правым рёбрам. Как гласит поговорка, "руки — две створки врат, бьёшь человека полностью полагаясь на ноги".

11.Нога-вилка и рубка с затормаживанием: вначале вспоров правым предплечьем вверх отбить атакующую руку противника, тут же с помощью цотуй атаковать ноги противника. Правая рука не останавливаясь тут же рубит противника по левым рёбрам с одновременой защитой левой рукой.

12.Проломиться в гунбу с опиранием о рёбра: левой рукой зацепить запястье противника, тут же шагнув правой ногой заступить за пятку передней ноги противника и сразу же выбрасывая силу сквозь плечо или локоть нанести опирающийся удар по животу или рёбрам противника. Когда противник отступит, правым кулаком нанести прямой удар в шею.

13.Мах ногой внутрь и толчковый удар ногой: это непрерывная связка из двух ударов ногами. Противник атакует меня в средний уровень (неважно — рукой или ногой), я с помощью лихэтуй сбиваю его атаку, тут же поворачиваю корпус влево, заворачиваю носок внутрь и из-под промежности поворачивая ногу вокруг своей оси делаю ею толчок назад, атакуя противника в низ живота или горло. Применяя эту связку ударов ногами необходимо двигаться непрерывно и округло, одним движением. При этом нога должна подниматься по дуге, колено не должно распрямляться (иначе невозможна трансформировать технику, и можно легко быть схваченным противником).

14.Грабящий шаг с разбиванием и тычком: в этом приёме правым кулаком наносится рубяще-разбивающий удар в лицо противника, одновременно с помощью цуньтуй ударяя противника по ногам и выполняя одновременную атаку вверху и внизу. При применении левая рука выполняет защиту.

Hosted by uCoz