Хэ Синьлянь,
Пекинский институт физкультуры

Дуаньцюань

"Улинь", N7/82

 

перевод с китайского (C) С.Л.Березнюк

 

Дуаньцюань (короткий кулак), также называемый дуаньдацюань (кулак коротких ударов), мяньчжан дуаньда (непрерывно тянущиеся короткие удары) или мяньчжанцюань (непрерывно тянущийся кулак) - это сравнительно древнее кулачное искусство, первые упоминания о нем можно встретить уже в труде жившего при династии Мин полководца Ци Цзигуана "Новая книга записей о достижениях" в разделе "Самое важное из кулачных канонов".

Дуаньцюань в основном распространен в городе Баодин и уезде Гаоян провинции Хэбэй, однако встречается и в других местах. Весной 1980 года автор принимал участие в работе организованной совместно Ассоциацией ушу провинции Хэбэй и Ассоциацией ушу города Баодин комиссии по изучению традиционного ушу, и занимался в основном изучением гаоянского дуаньцюань - его истоков, содержания, специфических особенностей, а также боевой ценности и оздоровительного воздействия, провел начальные исследования.

Содержание дуаньцюань состоит из таолу кулачного искусства и таолу с оружием. В таолу кулачного искусства входят "16 танов" [прим.перев.: тан - счетное слово, имеются в виду короткие комплексы упражнений], разделяющиеся на "первые 8 танов" и "последние 8 танов". Раньше широко распространены были "первые 8 танов". В них входят: 1-й тан - "непрерывно тянущиеся ладони", 2-й тан - "следующие руки", 3-й тан - "ладонь разрубающая сердцевину", 4-й тан - "шаг нефритового кольца", 5-й тан - "выбросы внутрь и наружу", 6-й тан - "костыль уток-мандаринок", 7-й тан - "разделить небо и раскрыть землю" (еще называемый "пашущий, вспарывающий, рубящий, разбивающий и пробивающий сердце удары"), 8-й тан - "кулак восьми триграмм". "Последние 8 танов" сегодня также знает немало людей. Из таолу с оружием имеются "13 копий", "13 мечей дьявольских врат", "бамбуковый шест рубящих рук", "крюк головы тигренка", "малый серп", "кисть хранителя книги жизни", "костыли уток-мандаринок полководца Сунь Биня", "совместная тренировка меча-дао и копья".

Важнейшие особенности дуаньцюань таковы: комплексы короткие и отборные, один комплекс - это только один проход туда и обратно, не более чем на 3-5 шагов, состоит примерно из десяти движений; методы действий корпуса применяются один за другим очень плотно, сила наполненная, техники рук краткие, четкие и свободные, отчетливые и ясные, в жестком импульсе имеется сила, много взрывных выбросов силы, рельефно выпирает боевой характер; остается впечатление наполненности силой и духом, безжалостности и наличия силы, приемы подобны взрывам бамбука.

Тренировка дуаньцюань начинается со столбового настаивания, урегулирования внутреннего ци, укрепления возможностей тела. Тренировка столбового стояния в дуаньцюань в основном проводится в позиции мабу. Требования здесь такие: макушка вытягивается вверх, руки согнуты в локтях, кулаки находятся перед грудью, плечи опущены вниз, поясница вертикальна, колени стягиваются внутрь, внутри собран - внешне развернут, согнуть ноги в коленях и присесть, бедра перпендикулярны голеням, дыхание естественное. В кулачных трактатах сказано: "сила головы сквозь макушку ударяет небо, руки против груди; плечи стремятся опуститься вниз, поясница вертикальна образуя низ столба; верх и низ соразмерны, локти от ног отстоят на четыре пальца; колени стремятся свестись внутрь, собираются внутрь и разворачиваются наружу; выдох через рот - вдох через нос, ци опускается в даньтянт". В шаги дуаньцюань входят мабу, гунбу, цзибу, гобу, шуантяобу и чжэньбу. В техники ног входят ти, тань, сао, цо и чуай, основными являются цотуй и чуайтуй. В техниках рук применяют кулаки, ладони, крюки, локти и плечи, чаще всего можно увидеть локти. Но что бы ни использовалось - кулаки ли, ладони ли, локти или ноги - везде методы простые и ясные, в скорости имеется сила, сила выбрасывается из поясницы, много взрывных выбросов силы, ритм - словно дружные аплодисменты, все идет одним движением.

Дуаньцюань - это кулачное искусство со специфически боевой направленностью. Его основными методами боя являются удары кулаками, удары ладонями, уколы локтями, опирания плечами, удары бедрами и сталкивания предплечьями. Основные техники - разрезать, отнимать, отрезать, затягивать, колоть, обрушивать, проталкиваться, опираться, хватать, разбивать, дотрагиваться, опускать, выдавливать, толкать, тереть, нажимать, толкать ногой (дэн), осаживать (цо), пинать (ти) и толкать ногой в сторону (чуай). В бою дуаньцюань требует, чтобы руки следовали движению ног, ноги достигали - а руки уже были там. Придвинул корпус и оперся ударом, протолкнулся телом и выбросил локоть, показал вверх и ударил вниз, приемы подобны взрывам бамбука. Рифмованые правила гласят: "Головной удар начальной формы следует ходу ног, прошел и быстро начал захватывать центр, ноги наступают в середину атакуя месторасположение, кисти рук и локти вылетают вместе - человеку трудно защититься". Удары ногами в основном наносятся не выше колена, быстро и резко, много толчков внутрь и наружу, крюкообразных подбивов, пресеканий, поднимающихся ударов назад. Рифмованые правила гласят: "Ноги бьют ниже колена поворачиваясь внутрь и наружу, сила - на внутренней стороне бедра. Плечо бьет инь и угрожает ян, локоть бьет на четыре стороны - человеку трудно защититься".

Как с точки зрения содержания таолу, так и с точки зрения специфики боевой техники дуаньцюань обладает своей особенной манерой, и является одним из прекраснейших видов традиционного кулачного искусства. Посредством тернировки этого стиля можно укрепить свои физические качества, воспитать живой и смелый дух, овладеть техникой реального боя.

Hosted by uCoz