Хэ Синьлянь,
зам.начальника спортивно-научного управления провинции Ганьсу

Коллекция информации о методах рукопашного и оружейного боя "кулака Западного Края"

"Чжунхуа ушу", N3/88

 

перевод с китайского (C) С.Л.Березнюк

 

Ганьсу - это один из важнейших отрезков Великого Шелкового Пути, а аткже одно из древних мест сражений. Именно здесь повелители древних династий собирали войска, устраивая оборону. Поэтому среди местного народа процветал военный дух.

Согласно "Истории династии Хань", главе "О законах земли", "небесные воды собираются в Шэньси, горы во множестве покрыты лесом, люди строят дома из досок. Аньди, Бэйди, Шанцюнь и Сихэ подвергаются набегам жунов и ди, потому тамошние жители усердно занимаются боевой подготовкой, на первое место ставя охоту и стрельбу из лука". Древний учитель из княжества Цинь писал: "Князь с радостью учил, совершенствовал нас в пользовании доспехами и оружием, все делал в соответствии с заветами мудрецов". Все это привело к появлению многих талантливых людей, при династии Хань именно отсюда набирали войска, на основе владения воинским искусством давали звания, многие знаменитые полководцы того времени также были выходцами отсюда.

Именно это граничное месторасположение и исторические условия привели к тому, что за долгое время здесь сформировались особые специфические системы ушу с богатым внутренним содержанием. Так образовалось "ушу Западного Края", распространенное в Цинхае, Нинся и Синьцзяне.

1.Кулак восьми врат

Другое название - "ушу восьми врат". Согласно распространенной, но вряд ли истинной версии, этот стиль составлен на основе "Схемы восьми расположений", составленной Чжугэ Ляном в период Троецарствия. Более реальной смотрится версия о том, что этот стиль передается от мастера ушу Чан Баба из Яньшаня, жившего при династии Цин в годы правления под девизом "Цзяцин". Более поздние поколения учителей непрерывно передавали, развивали и формировали его, распространив в Ганьсу, Нинся, Цинхае и Синьцзяне. В этом стиле есть комплексы как рукопашные, так и с оружием, как одиночные, так и парные. К наиболее типичным рукопашным комплексам относятся сыцюань (разрывающий кулак), паоцюань (пушечный кулак), цзюхуаньчуй (удар девяти колец), фэншоу бакуай(восьмискоростное запечатывание руками), бамэнь цзинчуй (срывающийся удар восьми врат), бамэнь тунбэйцюань (кулак восьми врат выбрасывания силы сквозь спину), пому (разрушение матери), сяо муцзы (малый комплекс матери и сына), ши ляньцзы (10 связок), ши чэньцзин (10 погружающихся сил), дэнчжоу чуй (дэнчжоуский удар), баху даньцюань (одиночный кулак восьми тигров). К комплексам с оружием относятся: хуньюнь дао (меч-дао спутанных облаков), гаоцзя цян (копье семьи Гао), цзиньцян (золотое копье), паогунь (пушечный шест), баху гунь (шест восьми тигров), нюсы гунь (шест скручивания шелка), пиба тяоцзы (ветка гитары-пиба), пайцзы гунь (шест расставления), ба пу тяоцзы (восемь простых веток). Парные комплексы: дуйши даньцюань (одиночный кулак противопоставленных приемов), синбу хуаньцюань (кружащиеся кулаки в движении), любу цзяцзы (каркас шести шагов), няньцюань пайцзы (расставление изгоняющих кулаков).

Особенности рукопашных комплексов: приемы распростираются на большой площади, усилие прямое, жесткое и мягкое взаимопроникают, движения ловкие, корпус действует естественно; простота неприукрашенная, знамениты опущенной устойчивостью; проявляется направленность на реальный бой, методы отглаженные, ловкость и многоизменчивость. В методах действий руками основой является кулак, сочетаемый с ладонью, крюком, пальцами. В методы действий ногами входят: нога большой спешки, нога растаптывания столба, топчущая нога, нога укола назад, нога малой спешки и броски внутрь и наружу. В методах действий корпусом тщательно координируются пустое и полное, движение и покой, раскрывание и смыкание, сгибание и распрямление, друг другу помогают и друг с другом достигают, уворачиваешься и прыгаешь, изменчивость беспредельная.

Используемые в методах действий оружием шесты - это восемь методов "домашней утвари". Эти восемь методов таковы: отградиться копьем слева и справа, утка клюет, две рыбы плывут рядом, Го Дафу отграждается оружием, железная балка, поднимающееся срезание ножницами, музыкальный инструмент "сянцзы", змея внутри земли. С алебардой тоже восемь приемов: рубка, укол, срубание, поднимание, вытаскивание, вспарывание, толчок, перешибание.

Основная особенность парных комплексов - в ловкости методов действий корпусом, руки, шаги и ноги тщательно согласованы друг с другом, проявляется направленность на реальный бой.

Основными представителями стиля бамэньцюань являются: Ли Вэньси, Чжэнь Цзян, Ван Дэчэн, Ястреб-Гость (имя неизвестно), Дикий Кабан Большой Отец (имя неизвестно), Дракон Четыре Отца (имя неизвестно), Чэнь Лаоба, Юй Хайюань, Цао Цзыюй, Сюй Хунлян.

Hosted by uCoz